Египет vs Ливия – война нервов, интересы игроков и реальные цели
Ливия обвинила Египет чуть ли не в объявлении войны… Насколько всё серьезно, и как ситуацию может использовать Россия, которая, как известно, заслала в Ливию своих наемников, изданию «Комментарии» рассказал эксперт-международник, кандидат политических наук Александр Мишин
"Заявление египетского президента Абдель-Фаттаха ас-Сиси о готовности к любому прямому вмешательству в ливийский конфликт вызвало большой резонанс в регионе Ближнего Востока и в мире. Правительство национального согласия (ПНС), находящегося в Триполи и признанное ООН, охарактеризовало слова египетского лидера как посягательство на суверенитет Ливии, и готово интерпретировать их, как объявление войны.
В свою очередь ас-Сиси позиционирует возможную интервенцию в Ливию как гибридную силовую акцию. Она будет состоять из двух компонентов: комплекса мер для защиты египетской границы от проникновения террористических групп и силовых действий по принуждению к миру враждующих между собой двух ливийских центров власти: ПНС и Палаты представителей в Тобруке. По сути, речь идет о силовом лоббировании египтянами Каирской мирной инициативы, провозглашенной в начале июня текущего года с целью спасти от поражения армию фельдмаршала Халифы Хафтара. Последний три недели назад проиграл битву за Триполи, которая была начата в апреле 2019 г., и сейчас верные ему отряды откатились на исходные рубежи.
В то же время существует реальный риск потери силами Хафтара стратегически важных точек – города Сирта и региона и муниципалитета Эль-Джуфра. Армия ПНС, при поддержке Турции, готова выбить хафтаровцев и поддерживающих их наемников, в том числе россиян из ЧВК "Группа Вагнера" из указанных территорий.
Это "красная линия" для Москвы, ведь данная зона – под контролем россиян, которые хотят создать в Сирте базу ВМФ, угрожающую НАТО в Южном Средиземноморье, а ливийскую авиабазу "Джуфра" превратить во "второй Хмеймим". Также, Сирт важен и в контексте контроля над экспортом ливийской нефти на мировые рынки.
Самостоятельно россияне и силы Хафтара уже не способны удержать эти плацдармы. С этой целью Москва втягивает в трясину ливийского конфликта Египет. Одна из целей россиян состоит в том, чтобы спровоцировать египтян к военному вторжению в Ливию, чтобы показать, что российская гибридная война на Донбассе, и аннексия Крыма – это теперь международно-приемлемая практика "защиты национальных интересов". Также Россия хочет втянуть Турцию и весь блок НАТО в лобовое столкновение с египтянами.
В свою очередь военное руководство Египта осознает, что реализовать на практике угрозу ас-Сиси с вторжением в Ливию будет очень сложно. Армейские бригады нужно будет перебрасывать на сотни километров вглубь ливийской территории, а это неоправданно. И, учитывая территориальные масштабы Ливии, ещё и не эффективно. Для этих целей намного приемлемей использовать наемников на джипах, а также авиацию.
Более того, египетские военные пока показали себя не очень убедительно в войне с террористами на Синае, а это ведь их родная территория.
Египетские дипломаты тоже осознают, что обеспечить Каиру железобетонную международно-правовую аргументацию в части вторжения в Ливию нет возможности. Тем более, что условные ливийские террористы отделены от египетской территории буфером пространства, контролируемого лояльными к Египту силами Хафтара.
Исходя из указанных моментов, воинственная риторика ас-Сиси – это, конечно, серьезная война нервов. Но его тезисы направлены больше на внутреннюю аудиторию. Реальная цель Египта на международном уровне в контексте Ливии сейчас состоит в том, чтобы обеспечить паузу в боевых действиях для ведения переговоров. И тем самым дать передышку Хафтару для перегруппировки его сил и подкрепления их новыми группами наемников из Сирии, Судана и Чада.
Эта передышка выгодна и россиянам, которые также не оставляют планов застолбить себе сферу влияния в Ливии, хотя их "достижения" в этом направлении не выглядят убедительными".