Отменить люстрацию в Украине пытаются из-за кадрового голода
Политтехнолог Александр Курбан высказал изданию «Комментарии» мнение, с чем связана попытка отмены закона о люстрации образца 2014 года
"Предлагаемые министром юстиции Денисом Малюсько поправки в закон "Про очищение власти" являются возвращением в Украину системы избирательного правосудия.
Это означает, что мы возвращаемся в те времена, когда власть, в силу обстоятельств и собственных потребностей, решала – кому "сидеть", а кому пользоваться государственными благами. Во времена Кучмы и Януковича, когда так называемое "позвоночное право" (по звонку сверху) было неформальной основой украинского законодательства, это считалось нормой.
Что стоит за такой инициативой Минюста? Это инициатива тех, кого в гибридной войне называют "полезными идиотами" – или же часть четко просчитанного процесса прокремлевского реванша?
Не имея доступа к коридорам и кабинетам на Банковой, судить сложно. Но сформулировать и высказать оценочное суждение можно. Тем более, что украинское законодательство пока за такое не наказывает.
Итак, что предлагает министр юстиции.
Во-первых, учесть замечания Европейской комиссии (ЕК) по поводу целого ряда статей закона о люстрации, которые нарушают права человека.
Спорный аргумент, если честно. ЕК обращает внимание в основном на процессуальные нарушения, отнюдь не призывая менять суть закона. К примеру, у европейцев есть претензии к ст. 6 и 8, в которых речь идет о "праве на справедливый суд" и "праве на уважение частной жизни".
Во-вторых, реабилитировать старую советскую партноменклатуру, управленческую элиту времен СССР.
Для чего? Все, кто был при власти в УССР, уже на пенсии или в предпенсионном состоянии. Опять же, они являются носителями идеологических ценностей, которые для нынешней Украины являются анахронизмом.
В-третьих, создать комиссию для пересмотра люстрационных дел из шести представителей. Половина – от Камбина, половина – общественность (отобранная через интернет-голосование). Процедура отбора членов комиссии свидетельствует о том, что опять выберут своих. Объективных решений не будет. Велика вероятность проплаченных "амнистий".
В-четвертых, защитить госбюджет от компенсационных выплат тем чиновникам, которые попали в люстрационный список и восстанавливаются через суд.
Безусловно, перспектива выплаты 893 фигурантам списка люстрированных чиновников, по полмиллиона гривен – не лучший вариант. Но это не повод освобождать их от ответственности. Скорее – повод к более четкому прописанию процедуры и критериев оценки фигурантов.
Оценивая инициативу Минюста и команды "ЗЕ" в целом, следует отметить главную и единственную, на мой взгляд, ее причину – кадровый голод. Жесточайшая и тотальная нехватка персоналий для назначения в первом и втором эшелонах власти. Толковые и перспективные управленцы не хотят портить своё резюме и реноме. А те, кто готов, приносят только проблемы".