В основе решения Эрдогана о пересмотре статуса Айя-Софии лежит комплекс причин
Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что мнение других государств не изменит решение Анкары о смене статуса собора Святой Софии с музея на мечеть. Эксперт Национального института стратегических исследований Николай Замикула проанализировал данное решение для издания «Комментарии»
"Решение властей Турции в целом соответствует политике, которую Реджеп Тайип Эрдоган и Партия Справедливости и Развития реализовывают на протяжении многих лет. Речь идет об усилении позиций религии в турецком государстве и обществе, своеобразной исламизации, которая приводит к существенной трансформации религиозной политики государства, отказу от кемалистского курса на секуляризацию.
В основе пересмотра статуса Айя-Софии лежит комплекс причин. С одной стороны, такое решение поспособствует укреплению авторитета Эрдогана среди религиозной части населения Турции. В условиях экономического кризиса, пандемии и вовлеченности государства в региональные конфликты на Ближнем Востоке – это может стать элементом повышения рейтинга.
Также, это еще раз подчеркивает уважение, которое политик питает к османскому наследию – ведь, по сути, он восстанавливает имперский подход к данному объекту. Здание использовалось как мечеть со времен захвата Константинополя турками в 1453 году, и лишь в 1935 году ему был предоставлен статус музея. Эрдоган таким образом еще раз подчеркивает преемственность современной Турецкой Республики по отношению к Османской империи – вполне в духе концепции неоосманизма, которая остается основой его внешнеполитических взглядов.
В то же время возвращение Айя-Софии статуса мечети можно рассматривать как новый ход Анкары в турецко-греческом противостоянии – в условиях обострения противоречий с Афинами относительно ситуации в Восточном Средиземноморье.
Властям Украины следует воздержаться от каких бы то ни было активных действий по этому вопросу. В нашей стране церковь официально отделена от государства. Различные религиозные структуры, имеющие влияние в Украине, могут делать разные заявления – в зависимости от взглядов, которые они представляют. Однако их ни в коем случае нельзя воспринимать как официальную позицию украинского государства.
Официальный Киев не должен обозначать свое отношение к проблеме, которая имеет ярко выраженный религиозный контекст. Если же воспринимать решение Эрдогана как политическую акцию – то стоит признать, что это внутреннее дело Турецкой Республики, к которому, опять же, Украина не имеет отношения.
Единственный момент, который может заботить нашу страну (как и многие другие государства) – это обеспечение сохранности исторического наследия всемирного значения (что подкреплено статусом, предоставленным Айя-Софии со стороны ЮНЕСКО). Однако – нет никаких оснований для беспокойства по этому поводу. Как уже отмечалось, во времена Османской империи здание столетиями использовалось как мечеть – и сохранилось как исторический памятник. В отношении его внутреннего убранства – мозаик, наличие которых противоречит исламской традиции – власти Турции рассматривают различные варианты для того, чтобы решить вопрос приемлемым для всех заинтересованных сторон образом (возможно – во время мусульманских богослужений их будут занавешивать, либо прикрывать за счет использования специальных технологий освещения). Угроза этим ценнейшим произведениям искусства отсутствует.
Также не стоит бить тревогу относительно возможных ограничений доступа в Айя-Софию для туристов. В конце концов – напротив этого здания расположена Голубая Мечеть, действующий религиозный объект, который в то же время открыт для посещений. Скорее всего, такой же подход будет использоваться и в данном случае".