Традиционное телевидение устоит
Устоит ли в наше время бурных перемен традиционный ТВ-формат? Как он должен видоизмениться, чтобы не проиграть разного рода новым платформам? Своим мнением по этому поводу с изданием «Комментарии» поделился радио- и телеведущий, Заслуженный журналист Украины Сергей Дойко
"Традиционное телевидение устоит непременно. Во многих домах – более 170 телеканалов. И каждый зритель выбирает именно "свой" телеканал, выделяя его среди других из-за оформления студий, ведущих, подачи и манере взаимодействия с ним. Телевизор как таковой ("ящик", как многие его называют) окончательно не сошел с информационных рельсов и еще долго не сойдет.
Понятно, что в последнее время большой популярностью пользуются различные новые медиа-платформы. Но, я убежден, привычка собираться у телевизора в комфортной домашней обстановке у многих людей была, есть и будет еще долго. И тут дело не в возрасте.
Если говорить о молодежи, людях энергичных и мобильных, которые постоянно в движении, что диктует наша бурная жизнь, – то, почти всё, что они бы увидели по телевизору дома, могут посмотреть в своем смартфоне или ноутбуке. Это так. Однако (и я знаю, что говорю), вечером расслабиться на диване дома или в гостях перед, например, 60-дюймовым экраном – куда комфортнее, чем в метро или где-либо ломать глаза об смартфон. Здесь, скорее, ты слушаешь телепрограмму, чем ее смотришь так, как это было бы в спокойной обстановке, а не во время движения куда-либо.
Как традиционному телевидению не проиграть новейшим платформам и быть интересным для зрителя? Здесь всё, как мне кажется, очень просто – стоит еще больше любить того же зрителя, ради которого телевидение, по сути, и существует.
Что, на мой взгляд, означает "любить" зрителя? Любая программа (особенно если это касается передач дискуссионных, аналитических или публицистических, собственно, которые я имел честь вести не на одном украинском национальном или региональном телеканале), должна максимально "втягивать" зрителя в процесс. Чтобы зритель чувствовал, что эта передача – именно для него, а не для ведущих, которые часто – полюбовались собой перед камерами, получили зарплату и пошли домой смотреть и критиковать программы на других каналах в исполнении своих коллег...
Для того, чтобы телезритель максимально чувствовал свое присутствие в программе, а не только был по ту сторону экрана, нужно на максимум использовать средства связи с ним: объявлять в каждой программе различные опросы, давать возможность зрителю звонить и высказывать собственную мысль (какой бы эта мысль не была), ставить прямые и острые вопросы гостям программы. Наконец, ведущим стоит чаще смотреть прямо в камеру, таким образом обращаясь непосредственно к зрителю и давая ему понять, что он тут точно не второстепенный. Хоть историю из собственной жизни пусть зрители в эфире рассказывают, лишь бы были постоянно на связи и в процессе!
Мой личный опыт на протяжении 24 лет в разных эфирах на радио и ТВ свидетельствует, что именно в случае максимальной причастности к телеканалу, зритель никогда не почувствует себя оторванным от процесса. А передача станет для него "собственной", так же, как и для телеканала и ведущих, которые эту передачу генерируют. Поэтому создателями программы и телеканала уже будут зрители вместе с ведущими. Успех такого творческого ансамбля тогда будет неизбежным.
Пусть зрители звонят и волнуются, ищут слова, ошибаются в терминах, будут очень добрые, крайне злые, несносные, благодарны – это их право и это нормально. Главное – они должны быть максимально в процессе, а не вне его. Зрители должны чувствовать свою непосредственную (!) сопричасность к всему, что происходит на экране. Они должны стать не зрителями, а, наконец, настоящими соведущими программы! Программа должна быть не только для них, а именно – с ними и о них! Тогда традиционное телевидение всегда останется среди топ-платформ, какие бы новые и разные не появлялись дальше.
Классика – это классика, какие бы новые фишки не возникали, а Levi’s вряд ли кто когда переплюнет. Почему так? Всё просто – традиции, популярность, доверие, качество, профессионализм, репутация, стиль и уверенность в спросе. Зритель должен верить ведущему. Ведущий должен быть авторитетом для зрителя – и даже взглядом давать ему понять, что имеет моральное право говорить на те или иные темы. На традиционном телевидении – это не пустые слова. Зритель должен чувствовать, что ведущий и телеканал к нему не равнодушны – именно проблемы зрителя должны быть главными для телеканала, а не что-то другое. Ответственность немалая и цена ошибки значительно выше...
Только в таком случае зритель никогда не предаст ни телеканал, ни традиционное телевидение в целом. Он будет постоянно ждать возможность поскорее оказаться дома и включить свой любимый телеканал. И стать соведущим, соавтором, создателем программы!
И так будет еще очень долго, поверьте, какие бы новации нам не подготовило вездесущее медиа-пространство".