От уличных стычек и скандалов выигрывают провокационные проекты типа Партия Шария и Национальный корпус
Историк, политолог и исследователь радикализма Вячеслав Лихачев рассказал изданию «Комментарии», существует ли риск радикализации украинского общества во время грядущей избирательной кампании
"Как показали и прошлогодние выборы, и вся тридцатилетняя новейшая политическая история, украинцы в целом не склонны к радикализму. Сам факт избрания Владимира Зеленского столь значительным большинством, в частности, свидетельствовал о желании подавляющего числа избирателей выйти из постоянной ситуации бинарной оппозиции.
Кроме того, местные выборы, как правило, сопровождаются менее значительным всплеском политических эмоций по сравнению с президентской или парламентской кампаниями. Конфронтация политических сил на национальном уровне распадается на множество местных противостояний, в которых локальный контекст и персональный фактор играют более серьезную роль, чем формальные партийные бренды. Формат местных выборов подразумевает сглаживание региональных политико-культурных конфликтов, которые всегда способствуют обострению хода кампании.
Однако, есть и некоторые внушающие опасения сигналы.
За год в обществе значительно ослаб феномен "консенсуса Зеленского". Хотя рейтинг действующего президента снижается не с той скоростью, с какой хотелось бы его оппонентам, целый ряд факторов способствует разочарованию части его прошлогодних сторонников.
Просто перестать стрелять как-то не получилось. Последствия карантинного локдауна для экономики будут продолжать нарастать. Многие недовольны и вынужденными либеральными шагами новой власти – в первую очередь, триггером служит введение рынка земли.
Владимир Зеленский растерял не только часть своих избирателей, но и некоторых влиятельных союзников, которые, возможно, захотят отыграться. Бывший электорат Партии регионов, не дождавшийся от нового президента значительных шагов по реализации их культурных запросов, возвращается в политическую среду своего естественного обитания. При этом, кажется, ОПЗЖ – единственная "старая" партия, демонстрирующая потенциал роста. Это означает, что за неопределившийся разочарованный электорат будут бороться новые политические силы.
Такая ситуация всегда способствует усилению конфликтного потенциала кампании. Молодым партиям необходимо выделиться, чтобы их заметили и оценили. Среди сделавших яркую заявку на присутствие в политическом меню – такие скандально-провокационные проекты, как Партия Шария на одном фланге и Национальный корпус – на противоположном. Для этих и подобных групп яркие акции, переходящие в уличные стычки, скандалы и компромат – естественные методы политической саморекламы. Даже эксплуатирующая солидный имидж ОПЗЖ руками Ильи Кивы создает структуры "патриотических" титушек, уже успевших устроить потешные бои с национал-радикалами (к вящему удовлетворению обеих сторон).
В этом контексте крайне важно, с одной стороны, – правильное политическое поведение власти, с другой – зрелость и здравомыслие украинского гражданского общества.
Правящая партия не может не чувствовать, что протестные настроения нарастают. Обстановка еще не накалена до предела. Неосторожный взмах полицейского ботинка под Шевченковским судом пока не становится искрой, способной вызвать по-настоящему серьезную вспышку ответного гнева. Но градус общественной температуры неуклонно повышается. Хорошо, что президент, похоже, боится улицы, и старается ее не провоцировать. Правильно делает. Однако, порой к непредсказуемым последствиям может привести и простая неосмотрительность.
Украинскому обществу в этой ситуации крайне важно сохранять спокойствие и уважение к закону, процедурам и друг другу. В ситуации тяжелейшего социально-экономического кризиса (который, с учетом мировой конъюнктуры, будет только нарастать) и сохраняющейся внешней угрозы – нельзя поддаваться соблазну раскачать государственную лодку еще сильнее ради достижения призрачных политических дивидендов в краткосрочной перспективе.
Общество никогда не выигрывало от радикализации политического противостояния. Единственные бенифициары сценария, при котором уличное насилие и подстрекательская риторика будут раскручиваться по экспоненте – это зеркальные братья-близнецы, условные (впрочем, и конкретные) Партия Шария и Национальный корпус. Вряд ли кого-либо в здравом уме такая перспектива может вдохновлять".