В переговорах по Донбассу Киев ломает крючок, на который его пыталась поймать Москва
Аналитик Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" Мария Золкина рассказала изданию «Комментарии», почему создается впечатление, что переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе зашли в тупик
"Впечатление тупика в отношениях между Украиной и Россией, в частности, в Минской Трехсторонней контактной группе (ТКГ), в нормандском формате, создается за счет того, что – несмотря на все попытки сблизиться, которые сопровождали президентство Зеленского – этого не произошло.
Пользуясь тем, что Владимир Зеленский очень хотел быстрого мира, РФ пыталась убедить принять его на ее условиях. Но – не сложилось…
В 2019-м Зеленский пытался поменять тактику Порошенко, считая, что переговоры буксовали из-за недостаточной активности, не готовности к компромиссам украинской стороны. Сейчас уже приходится менять, фактически переламывать изначально избранную тактику самого президента Зеленского.
Происходит внутренний процесс пересмотра изначально избранной тактики быстрого мира и быстрых компромиссов. Она показала себя как несостоятельная. И украинская делегация в Минске вынуждена переформатировать свою переговорную позицию. Она стала гораздо более рациональной и взвешенной. Если ранее идея договориться была основной (и вся логика переговоров этому подчинялась), то сейчас на первое место вышли принципиально важные позиции, без которых договориться Украине не представляется возможным.
При этом не Украине не хочет идти на договоренности с РФ. Именно Россия не готова менять свою переговорную позицию.
Украинская сторона в последние несколько месяцев, как мне кажется, активно готовит почву для инициативы по апдейту (от англ. update – "обновление") Минских соглашений (МС). И этим Киев фактически ломает крючок, на который его пыталась поймать Москва, продвигая идею быстрого мира на своих условиях.
Мы завели переселенцев в Минскую ТКГ, отказываясь таким образом вести прямой диалог с представителями самопровозглашенных администраций. При этом Украина активизировала переговоры в Нормандском формате. И добилась некой общей позиции между Берлином, Парижем и Киевом. Ну, а Россия со своими сумасшедшими идеями и сумасшедшими трактовками Минска остается как бы в стороне.
Мы, фактически, нарисовали такую систему координат, в которой не будет изменений в Конституцию по особому статусу Донбасса, не будет соглашения по границе (если контроль за ней возвращается после выборов), не будет прямого диалога с самопровозглашенными администрациями.
Украина не отказывается от МС. Но подводит к необходимости привести соглашения в соответствие с сегодняшними реалиями. В частности, пересмотреть пункт о сроках возврата контроля за границей. Чтобы это было не в непонятном будущем, как прописано сейчас, – "после всеобъемлющего политического урегулирования". При таком варианте, без конкретных сроков, РФ может бесконечно не возвращать Украине контроль за границей, мотивируя тем, что полноценной политической реинтеграции, урегулирования с самопровозглашенными территориями – якобы не происходит.
Формально это не выход их МС, а пересмотр нынешней матрицы переговоров.
При этом нужно понимать – если мы выйдем с соответствующими предложениями, они не будут поддержаны Россией. Ее нынешний формат договоренностей устраивает. Именно поэтому она сейчас эскалирует ситуацию на фронте, активно выступает с заявлениями, что Украина якобы может покинуть Минский формат.
Скорее всего, если РФ откажется от предложений украинской стороны, ситуация заморозится".