Образование во время пандемии – мы должны приспособиться к новой реальности
Заместитель министра образования и науки Украины Игорь Гарбарук поделился с изданием «Комментарии» мнением об особенностях нового учебного года в условиях пандемии коронавируса
"И президент, и Минобразования и науки делают всё, чтобы учащиеся и студенты получил максимально полный, комплексный образовательный процесс. Но нужно понимать, что если определенные области, города, поселки войдут в "красную зону" по уровню заболеваемости, то детям придется остаться дома. Как и некоторым родителям.
В основном же, надеемся, санэпидемситуация позволит проводить обучение непосредственно в школах. При этом важно понимать: в связи с пандемией коронавируса – реальность поменялась, мир меняется. И мы должны приспособиться к новой реальности, которая сейчас существует.
Важно соблюдать рекомендации МОН и МОЗ о том, как именно будет теперь проводиться обучение, как должны проветривать классы, когда и где нужно носить маски и так далее. Все эти правила не взяты из ниоткуда. Они привнесены из реальной жизни, базируются на рекомендациях ВОЗ. И должны неукоснительно соблюдаться. Причем контроль должны обеспечивать не только МОЗ, МОН и их департаменты в обладминистрациях. Ответственность во многом лежит на родителях, которые не должны нарушать прописанные нормы. Если написано, что ребенка доводим до порога школы – так и следует поступать. А там уж отдавать преподавателям, которые уже в масках, прошли температурный скриниг. Не нужно прорываться в школу! Мы все в достаточно непростой ситуации, не следует ее усугублять.
Много говорят о дистанционном образовании. Поверьте, мы понимаем, что оно в полной мере не может заменить очное. Дистанционное образование – скорее дополнительный инструмент в той ситуации, которая существует на сегодняшний день. Оно активно развивается, но не достигло (и вряд ли в полной мере достигнет) тех показателей, которые может обеспечить очное. Сейчас я говорю и как чиновник, и как преподаватель, и как отец.
Школы, ПТУ, вузы должны работать по принципу дуальности образования. Прежде всего – очное, когда преподаватель общается непосредственно с учащимися, со студентами. Когда идет передача знаний глаза в глаза. Когда можно быстро получить ответ на вопрос, когда чувствуется эмоциональная реакция. Сравнивать очное и дистанционное образование – всё равно, что сравнивать личное наслаждение чашечкой кофе с тем, как кто-то делает это по телевизору.
При этом дистанционное образование – отличный инструмент для самообразования.
Мы четко понимаем, что дистанционка будет развиваться всё больше. И в данном аспекте следует работать над тем, чтобы наши учебники были более интересными. И выходили не только в печатном, но и в онлайн-варианте. Чтобы дети могли их скачать с определенного ресурса. Интерактивные учебники должны увлекать, чтобы учиться было интересно.
И, конечно, мы должны объединить усилия. Представители сферы образования, науки, чиновники, родители. В объединении – наша сила".
***
Напомним, в МОН рекомендуют украинским школам отказаться от проведения торжественных линеек 1 сентября.