Топ вопросов и ответов об электронных трудовых книжках

Верховная Рада в первом чтении поддержала законопроект №3623, благодаря которому трудовые книжки перейдут в онлайн-формат, а их бумажные версии станут рудиментами. В прошлом останутся выписки из трудовых книжек, журналы учета их движения и другие бюрократические процедуры. Плюсы - очевидны. Но вопрос к инициативе всё равно есть. На основные из них ответила изданию «Комментарии» заместитель председателя фракции «Слуги Народа» Евгения Кравчук.

Когда электронные трудовые заменят бумажные? В ближайшие 5 лет можно будет использовать оба варианта. В течение пятилетнего переходного периода данные с бумажных трудовых нужно будет внести в Государственный реестр.

Как оцифровать бумажные версии? Работник или работодатель вносит отсканированные или оцифрованные копии трудовой книжки и сопутствующих справок в Госреестр через вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда Украины. Далее - обязательно наложение электронной подписи.

Куда денется бумажная трудовая? Когда сведения о работнике внесут в Госреестр - работодатель выдает ему оригинал бумажной книжки. Планируется, что они просто будут храниться на руках у самих людей. Но по желанию работник может попросить отдел кадров вносить в бумажный вариант все последующие записи о его трудовом пути. И такая просьба будет вполне законна.

Как будут назначать пенсии? Автоматически, без личного обращения человека. Но у вас остается право отложить выход на пенсию "на потом" и даже получить за это бонусы. Если работник отложил пенсию и продолжил работать - размер выплаты будет увеличиваться на 0,5 - 0,75%. Также электронная система сама предложит самые выгодные варианты, в частности - дату назначения пенсии.

А если кто-то не оцифрует трудовую до дедлайна - останется без пенсии? Нет. В таком случае территориальный орган Пенсионного фонда должен сообщить человеку об отсутствии нужных данных о нем. Если трудовая потерялась или в ней нет нужных записей - надо будет предоставить сканкопию документов о вашем стаже. То есть, эти вопросы будут решаться в индивидуальном порядке.

Какие есть риски? Человеческий фактор никто не отменял, так что возможны ошибки при внесении данных в электронную систему. Поэтому стоит сразу проверять корректность записей в вашей электронной трудовой. Неправильно написанная фамилия или название компании - и ваша трудовая история может не соответствовать действительности. Исправить ошибки, конечно, можно. Но лучше предупредить излишнюю волокиту.

Впрочем, преимуществ у новой системы значительно больше, чем рисков. Вместо заключения кратко их подытожу. Для работодателей: уменьшение расходов на ведение документооборота, упрощение доступа к информации. Для работников: невозможность потерять трудовую, легкий способ исправить недостоверные данные. Электронная трудовая также защитит от манипуляций со стороны работодателей. Ведь бывают случаи, когда они не отдают работнику трудовую, чтобы не отпускать с места работы. И наконец - создание единой системы, синхронизация работы кадровых и пенсионной служб.

Читайте также