Топ вопросов и ответов об электронных трудовых книжках
Верховная Рада в первом чтении поддержала законопроект №3623, благодаря которому трудовые книжки перейдут в онлайн-формат, а их бумажные версии станут рудиментами. В прошлом останутся выписки из трудовых книжек, журналы учета их движения и другие бюрократические процедуры. Плюсы - очевидны. Но вопрос к инициативе всё равно есть. На основные из них ответила изданию «Комментарии» заместитель председателя фракции «Слуги Народа» Евгения Кравчук.
Когда электронные трудовые заменят бумажные?
В ближайшие 5 лет можно будет использовать оба варианта. В течение пятилетнего
переходного периода данные с бумажных трудовых нужно будет внести в
Государственный реестр.
Как оцифровать
бумажные версии? Работник или работодатель вносит
отсканированные или оцифрованные копии трудовой книжки и сопутствующих справок
в Госреестр через вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда Украины. Далее - обязательно наложение электронной подписи.
Куда денется бумажная трудовая? Когда
сведения о работнике внесут в Госреестр - работодатель выдает ему оригинал
бумажной книжки.
Планируется, что они просто
будут храниться на руках у самих
людей. Но по желанию работник может попросить отдел кадров вносить в бумажный вариант
все последующие записи о его трудовом
пути. И такая просьба будет вполне
законна.
Как будут назначать
пенсии? Автоматически, без личного обращения человека.
Но у вас остается право отложить выход
на пенсию "на потом" и даже получить за это бонусы. Если работник отложил
пенсию и продолжил работать - размер выплаты будет увеличиваться на 0,5 -
0,75%. Также электронная система сама
предложит самые выгодные варианты, в частности - дату назначения пенсии.
А если кто-то не оцифрует трудовую до дедлайна - останется
без пенсии? Нет. В таком случае территориальный орган
Пенсионного фонда должен сообщить человеку
об отсутствии нужных данных о нем.
Если трудовая потерялась или в ней нет нужных записей - надо будет предоставить
сканкопию документов о вашем стаже.
То есть, эти вопросы будут решаться в
индивидуальном порядке.
Какие есть риски? Человеческий фактор никто
не отменял, так что
возможны ошибки при внесении данных в электронную систему. Поэтому стоит сразу
проверять корректность записей в вашей электронной трудовой. Неправильно написанная
фамилия или название компании - и ваша трудовая история может не
соответствовать действительности. Исправить ошибки, конечно, можно. Но лучше
предупредить излишнюю волокиту.
Впрочем, преимуществ у
новой системы значительно больше, чем рисков. Вместо заключения кратко их
подытожу. Для работодателей: уменьшение расходов на ведение документооборота, упрощение
доступа к информации. Для работников: невозможность потерять трудовую, легкий
способ исправить недостоверные данные. Электронная трудовая также защитит от
манипуляций со стороны работодателей. Ведь бывают случаи, когда они не отдают
работнику трудовую, чтобы не отпускать с места работы. И наконец - создание
единой системы, синхронизация работы кадровых и пенсионной служб.