Как из «пирожка» бюджета «откусить» на поддержку экономики
Какие важные для экономики страны моменты следует предусмотреть в главном финансовом документе-2021, работа над которым сейчас идет? Мнением по этому поводу с изданием «Комментарии» поделился вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Виктор Скаршевский
"Бюджет является отображением ситуации в экономики. Если экономика растет, всё эффективно, то и бюджет наполняется. К сожалению, это не наш случай. Думаю, в проект бюджета-2021 заложат доходы в районе 1,1 трлн грн. Для Украины с населением примерно в 40 млн человек - это мизер. Столько же составляют годовые доходы одного Берлина, где живет 3,7 млн. человек.
У нас - мизерный бюджет, мизерный ресурс – соответственно и мизерная поддержка экономики, мизерные соцстандарты. Без увеличения бюджетного пирога их не увеличить. Но у нас сейчас бюджет – это не пирог, а пирожок. И тот без начинки. При этом от него еще и умудряются урывать свои кусочки различные силы через различные схемы.
Как при таком положении вещей стимулировать экономику? Без радикальных перемен – никак. Пока у нас бюджет, что Тришкин кафтан – чтобы залатать одну дырку, нужно кусочек с другой части одежки оторвать. Но это не значит, что ничего не надо делать.
Нужно максимально использовать скудный ресурс для развития украинской экономики. Вопрос – как?
С моей точки зрения, следует развивать регионы через индустриальные парки. А для этого - максимально предусмотреть средства через госфонд регионального развития. Переформатировать всё так, чтобы средства шли на инвестиции, на развитие, а не на замену окон и утепление стен садиков. Это тоже правильно, тоже нужно. Но не из этого фонда, смысл которого так нивелируется.
Также следует предусмотреть средства для Экспортно-кредитного агентства, которое создано еще в 2017 году, но практически не финансируется. В итоге экспорт высокотехнологической продукции с помощью этого агентства не поддерживается. Экспорту высокотехнологической продукции необходимо обеспечить дешевое и долгосрочное кредитование – на льготных условиях. При этом бюджет может подключиться к компенсации кредитных ставок – чуть ли не под 0%, как это делается не только в развитых странах (США, Германия), но также и в Беларуси.
Кроме того, нужно навести порядок с госзакупками, стимулируя с их помощью национального производителя. Необходимо тендера проводить с такими условиями, чтобы максимально использовалась продукция украинского производства. Законопроект о локализации, который касается машиностроения, это хорошо. Необходимо будет предусмотреть подобные условия и для других отраслей промышленности. Это даст стимул для создания новых рабочих мест, что особенно актуально ввиду высокой безработицы после тотального карантина.
Чтобы та же "Большая стройка" давала максимальный эффект, должны работать не импортные рабочие на зарубежной же технике и с помощью завезенных из-за границы материалов. Привлекаться должны, прежде всего, украинские компании - на нашей технике и с нашим материалом. А то мы даже щебень и битум импортируем. Нужно переходить на бетонные дороги, ведь производственных мощностей по бетону у нас в избытке.
Важна также лояльная к украинскому бизнесу денежно-кредитная политика, чтобы правительство могло запускать госпрограммы, получая финансирование от украинских банков и в гривне".