Коронакризис поднял вопросы, о которых давно говорят профсоюзы

О том, какие проблемы взаимоотношений работодателей и наемных работников вскрыл коронакризис, и что следует сделать для их разрешения, изданию «Комментарии» рассказала председатель Всеукраинского профсоюза производственников и предпринимателей Наталия Землянская

"Пункт первый: работодатель всегда прав. Пункт второй: если работодатель не прав, смотри пункт первый…

Такую генеральную идею трудовых отношений весь 2019 продвигала третьяково-милованивська команда неолибералов. Профсоюзы переговорами, протестами, привлечением международных экспертов доказывали обратное, что "наезжать и дискриминировать" - это вовсе не является человекоцентристской политикой.

И вот – бабахнул Ковид-19. И сотни тысяч украинцев поняли, что тот "устаревший" Кодекс законов о труде, который власть хочет менять, не такой уж и плохой. И что есть возможность получать среднюю зарплату в период простоя, и самоизоляция на 14 дней тоже оплачивается, и еще много всего.

За первые 2 месяца карантина было зарегистрировано более 200 тысяч безработных. Уже в мае общее количество безработных достигло полумиллиона, в то время как количество вакансий уменьшилось примерно вдвое. И это - только официальные показатели.

Коронакризис поднял ряд вопросов, большинство из которых уже давно является объектом рассмотрения профсоюзов.

В первую очередь, это вопрос теневой и "серой" занятости. В этой сфере недобросовестные работодатели массово отправляли работников в бессрочные отпуска за свой счет, быстро сокращали штат за счет неоформленных, значительно урезали зарплаты.

Карантин обнаружил всё бесправие работников платформенных сервисов - курьерская доставка и такси. Несмотря на распространенный миф, что таксисты сильно обогатились за время карантина, реальность выглядит иначе - конкуренция среди водителей значительно возросла, в то время как средний заработок существенно уменьшился.

Та же ситуация сложилась у работников служб доставки. Им вообще уменьшили размер комиссионного вознаграждения и существенно изменили нагрузки в сторону увеличения. Добиться защиты своих прав, работники сферы ГИГ-экономики (англ. Gig Economy - модель трудовых отношений, основанная на краткосрочных контрактах или неформальных договоренностях) не имеют возможности, потому что "продвинутые" сервисы, такие как Glovo, Uber, Bolt и др. не признают отношения трудовыми, утверждая, что все курьеры и водители просто - пользователи приложения.

Еще одни вопрос: охрана и безопасность труда. Обязанность работодателя обеспечить защиту работнику на рабочем месте.

На период пандемии украинская система здравоохранения столкнулась с нехваткой оборудования, лекарств и банальных средств индивидуальной защиты. Младший медицинский персонал самостоятельно изготавливал или покупал за свой счет защитные маски и перчатки. Тысячи медработников, работая в зоне риска без надлежащей защиты, были поражены вирусом.

Для решения этих проблем и предотвращения возникновения в будущем, во-первых, нужно выполнения законов. И не по принципу "друзьям - всё, остальным - закон".

Потому что, например, незаконно уволенный Петром Порошенко в апреле-2019 президент Национальной Академии госуправления при президенте Украины, получив решение Верховного суда Украины в мае-2020 о немедленном восстановлении в должности. Но до сих пор не восстановлен. Прошло уже полгода, а решение суда не выполняется. Что уж говорить, о защите трудовых прав в судебном порядке для рядовых работников.

Во-вторых: важно повышение осведомленности о своих законных правах среди наемных работников. Профсоюзы стабильно ведут просветительскую и защитную работу, мы всегда акцентируем внимание на солидарных действиях, - консолидируя усилия, всегда получишь результат. Возможно, не так как планировали, но всё равно - намного лучше, чем было. Этому служит примером 44 суточный протест шахтеров на глубине около 1,5 километра против ужасных условий труда и мизерных зарплат.

В-третьих: нужно закрепление повышение стандартов оплаты труда на законодательном уровне. Если бы первый тарифный разряд был равен минимальной заработной плате, как того давно уже требуют профсоюзы, не пришлось бы тем же шахтерам, ценой здоровья и жизни протестовать под землей".

Читайте также