СМИ во время пандемии – сложности и возможности
О том, как корона-кризис отразился на украинских медиа, порталу «Комментарии» рассказала первая секретарь Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Лина Кущ
С началом пандемии аудитория украинских медиа резко возросла. В отдельные дни карантина посещаемость местных сайтов увеличивалась в 20 раз по сравнению с обычным периодом. Люди почувствовали потребность в качественной традиционной журналистике, поскольку в социальных сетях и в целом и Интернете распространялись много фейков или манипуляций.
Поэтому украинские медиа взяли на себя, прежде всего, функцию информирования и разъяснения происходящего. Дважды в день подавали статистику заболеваемости, приглашали в эфиры врачей, других экспертов, мэров, губернаторов. Делали репортажи из больниц, с предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность. Делали прямые включения, стрим. Создавали карты, инфографику, ставили на сайте дашборды (инфопанель – умные отчеты в реальном времени, с помощью которых можно понять, что прямо сейчас происходит с определенными показателями и группами показателей – ред.).
Этот и другие примеры показывают, что доверие к журналистам со стороны читателей, зрителей, слушателей возросла. Но вот денег у медиа стало меньше.
Потеря рабочих мест, уменьшение тиражей и подписки, долги перед типографиями или за трансляцию телерадиосигнала, потеря рекламодателей и отсутствие средств на дальнейшую деятельность... Чуть ли не каждую украинскую редакцию местной газеты, сайта или ТРК зацепил экономический кризис, вызванный распространением эпидемии коронавируса и введенным карантином.
Например, газеты, которые использовали подписную модель, во время карантина продолжали выходить. Но те, которые продавали только в розницу - например, возле станций метро, на остановках транспорта, в торговых центрах - перестали выходить, потому что лишились мест торговли.
Местные рекламодатели перестали давать рекламу. Медиа, которые работают в онлайне, не могут конвертировать свои доходы от печатного варианта газеты, поскольку в онлайне львиная часть средств уходит на такие платформы, как YouTube, Facebook, Google.
Согласно опросу, который проводил НСЖУ среди СМИ, около 70% местных медиа отмечают, что наибольшей проблемой является потеря рекламодателей. 49% опрошенных СМИ были вынуждены сократить свои объемы работы, 9% - приостановить выход. 36% отказались от новых проектов, 20% имеют задолженность по платежам. Более чем пятая часть редакций заявила об уменьшении зарплат, почти столько же - о вынужденных неоплачиваемых отпусках для коллектива.
Работа в медиа никогда не была простой, но в эти месяцы она - особенно сложная. Кризис вызвал угрозы и свободе слова, и финансовому положению редакций.
Мы также видим, что экономический кризис побудил медиа искать новые источники финансирования. Например, прямые дотации от читателей. Некоторые онлайн-медиа пытаются перейти на платную модель. Этот опыт относительно новый для Украины, мы не знаем, сколько людей будут готовы платить за новости, но медиа уже вводят такую должность, как менеджер сообщества. Этот менеджер будет вести коммуникацию с подписчиками онлайн-медиа, предоставлять им, например, доступ к эксклюзивным материалам или отчеты.
С профессиональной точки зрения, период пандемии, любой кризис - это новые возможности для журналиста. Это трудно для страны, для людей, но для журналиста это - возможность проявить себя, достичь новых целей. Мы видели действительно качественные проекты и открыли для себя много новых имен. Журналисты почувствовали, что их работа действительно очень нужна обществу.
Несколько примеров. Региональное телевидение в Полтаве - телеканал Центральный - как и все телекомпании, сократило производство новых программ во время карантина. Зато журналисты сняли цикл онлайн-уроков для младших школьников, и эти уроки оказались очень популярными.
Многие региональные медиа освоили новые форматы. Например, начали свой канал в YouTube или стали снимать видео для сайта. Это непрофессиональные видео, снятые телефоном, но они имеют свою уникальность в том, что подобного не снимал никто. В этом ценность местного контента для медиа: его будут смотреть и читать, потому что это уникально.
НСЖУ провел творческий конкурс "Журналисты против эпидемии". Мы получили более 130 заявок со всей страны. Победителем признан проект Общественного ТВ. Это документальный сериал, состоящий из нескольких 10-минутных историй о людях, которые работают во время пандемии. Врач, курьер, продавец, полицейский в селе, почтальон. Жюри отметило, что в этом случае журналисты показали не просто цифры или факты - они показали, как живут и работают обычные люди. Подавайте сложные истории через жизни обычных людей, - и вы сможете создать выразительную историю.
Многие местные и всеукраинских медиа включились в благотворительные проекты: помогали со средствами защиты медикам, собирали деньги для приобретения дыхательных аппаратов и другой аппаратуры для местных больниц. Например, газета "Диалог" в Кропивницком объявила о кампании по увеличению втрое мощности местной лаборатории, где делали тесты на ковид. Журналисты постоянно писали об этом, рассказывали о важности лаборатории, спрашивали об этом у мэра, у депутатов. Наконец, в городе собрали средства и приобрели новое оборудование для лаборатории.
Итак, мои выводы:
Потребность в качественной журналистике возросла, и в ближайшее время цель медиа - удержать это повышенное внимание. Это будет сложно, потому что люди нуждаются в других темах, устают от негативных новостей. С другой стороны, денег в медиа стало меньше. Все мы в поиске новых экономических моделей и новых моделей контакта с аудиторией.
Опыт работы журналистов во время пандемии свидетельствует, что следует использовать следующие формы:
1. Опираться на уникальный контент. Если вы - местное медиа, то это - местные новости.
2. Подавать сложные темы через истории обычных людей.
3. Используйте UGC (User-generated content или пользовательский контент – это оригинальный контент, который создается аудиторией бренда). Например, попросите ваших читателей или подписчиков прислать фото, видео. Это может быть хорошей историей.
4. Не бояться экспериментировать с новыми форматами: видео, инфографика, социальные сети. Но не забывайте, что в основе должна лежать хорошая идея.
5. Говорите с аудиторией не о проблемах, а о решении. Каждая ваша история о проблеме должна показывать выход.