Успешные экономические зоны - это штучный товар

Председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций, доктор экономических наук Игорь Бураковский проанализировал для издания «Комментарии» предложение о свободной экономической зоне (СЭЗ) или специализированной экономической зоне на Донбассе. Напомним, что эта идея в опросе «от Зеленского» получила наименьшую поддержку

"Сама идея использования такого инструмента регионального развития как специальная экономическая зона (СЭЗ) сегодня чрезвычайно популярной. По данным ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию – ред.), в 2019 году в мире насчитывалось около 5,4 тыс СЭЗ в 147 странах мира. Но, несмотря на это, до сих пор идет активная дискуссия относительно самого понятия "специальная экономическая зона", ее видов и возможного дизайна.

К тому же, мировой опыт свидетельствует о том, что экономические результаты функционирования СЭЗ в своей массе достаточно противоречивы. По данным ЮНКТАД, по состоянию на 2019 год всего 35% СЭЗ характеризовались полной или существенной реализацией своего потенциала (привлечение инвесторов, масштабы экономической деятельности и т.д.), тогда как 25% СЭЗ реализовали свой потенциал не полностью, а результаты деятельности 22% СЭЗ - очень низкие или практически нулевые.

По моему мнению, разговор об экономическом восстановлении территорий условного Донбасса следует начинать с ответа на вопрос о нашей цели. Мы хотим заниматься развитием традиционных отраслей, или ставим амбициозную цель "перезапустить" Донбасс? Только тогда можно говорить о наборе соответствующих инструментов экономической политики в целом и потенциальной роли СЭЗ в частности.

СЭЗ не является панацеей от всех экономических проблем, с которым сегодня сталкивается Украина в целом и ее регионы в частности. СЭЗ, в лучшем случае, является так называемым вторым лучшим инструментом для решения определенной проблемы, но за счет некоторого снижения общей эффективности. Ну - это уже теория, которую надо знать.

Практика показывает, что большой пакет фискальных стимулов в рамках СЭЗ негативно влияет на бюджетные поступления и создает почву для злоупотреблений. К тому же, сегодня инвесторов во многих случаях гораздо больше интересует качество инфраструктуры и имеющихся производственных мощностей, структура местного рынка рабочей силы (то есть то, что формирует реальное или потенциальное преимущество данной территории как места ведения бизнеса), а не финансовые льготы как таковые. И эти, и другие моменты следует учитывать при подготовке качественного технико-экономического обоснования будущей СЭЗ.

В целом же дискуссия в формате "создавать или не создавать СЭЗ на Донбассе", по моему мнению, просто не имеет смысла. О перспективах такой СЭЗ можно серьезно говорить только тогда, когда будут известны три вещи, а именно:

а) стратегическая цель создания СЭЗ,

б) регуляторный режим и механизм управления зоной,

в) так называемые "предложения" для инвестора, то есть пакет стимулов, предлагаемых в рамках СЭЗ.

И напоследок. Успешные экономические зоны - это штучный товар, который достаточно не просто "воспроизвести" в условиях другой страны. Особенно, когда речь идет о попытке воспользоваться СЭЗ для быстрого решения амбициозных экономических целей".

Читайте также