Экуменическое общение как первый этап Унии 2.0. или есть ли повод говорить о грядущей унии ПЦУ и УГКЦ
Управляющий партнер Консалтинговой группы Concept GR Юлия Пилецкая рассказала изданию "Комментарии", что может последовать за предложением Вселенского патриарха Варфоломея пересмотреть православную экклезиологию
Вселенский
патриарх Варфоломей в прошлую субботу, 14 ноября, дал знаковое интервью
греко-американской газете Εθνικό Κήρυκα ("Национальный вестник"), потому что из
уст Варфоломея прозвучало предложение пересмотреть православную экклезиологию
(т.е. учение о соборной природе Церкви).
"Мы,
православные, должны проявить самокритику и пересмотреть нашу экклезиологию… Мы
должны признать, что в неделимом Вселенском Православии есть Первый, не только
по чести, но Первый с особыми полномочиями", - призвал патриарх Варфоломей.
Интересно,
что сегодняшняя позиция патриарха Варфоломея противоречит его действиям по
созданию Православной церкви Украины. Исходя из его слов, получается, что тогда
Вселенский патриархат действовал вопреки православной экклезиологии. Дело в
том, что патриарх Варфоломей обосновал свое решение подписать "Патриарший и
Синодальный томос предоставления автокефального церковного устройства
Православной церкви Украины" тем, что он является первым по власти, а не просто
первым среди равных православных церквей мира.
А
теперь, как заявил сам Варфоломей в интервью, предстоит "проявить самокритику и
пересмотреть нашу экклезиологию".
Правда,
если судить не по словам, а по делам, то Вселенский патриархат давно нашел
ответ на этот вопрос. И первенство здесь отводится отнюдь не патриарху
Константинополя - Нового Рима. Так официально звучит титул Вселенского
патриарха Варфоломея. Хотя, к примеру, власти Турции не признают этого титула,
а считают Варфоломея всего лишь главой греческой православной общины.
Обратите
внимание, что на совместной литургии
патриарха Константинополя - Нового Рима Варфоломея и Папы Римского Бенедикта 30
ноября 2006 года в Стамбуле имя Римского понтифика было произнесено первым. И
это притом, что сама служба с католиками запрещена целым рядом канонов
православной Церкви. В том числе и апостольским правилом "Епископ, пресвитер,
или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит
им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен" (Правила Святых Апостолов). Впрочем,
сам Варфоломей не считает понтифика еретиком, ибо открыто заявляет
о готовности признать примат Папы Римского: "Если мы… придем к согласию с
Католической Церковью в том, что касается значения термина
"первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому
патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе
место". А каким видит значение понятия "первенство" Варфоломей, мы уже знаем.
Такое
видение Варфоломея объясняет, почему Православная церковь Украины, которая
согласно своему уставу и Томосу является подчиненной структурой Вселенского
патриархата, постоянно вступает в молитвенное общение с Украинской греко-католической
церковью (УГКЦ), подчиняющейся Ватикану. И такое молитвенное общение ПЦУ и УГКЦ
сильно смущает украинских православных, хотя патриарх Варфоломей, как видим,
ничего зазорного в этом не видит.
Примеров
тому не счесть. Достаточно набрать в поиске на официальных сайтах УГКЦ ключевое
слово "ПЦУ" или на сайте ПЦУ слово "УГКЦ". Заметили это даже в Греции. 179
видных представителей духовенства, монахов и мирян Элладской православной
церкви в своем открытом
письме от 11 сентября 2019 г. просили
архиепископа Афинского Иеронима не признавать ПЦУ. И в подтверждение своей
позиции авторы письма приводили следующие аргументы "руководство новой
автокефальной церкви не гарантирует соблюдение церковной этики (сотрудничество
с униатами…)".
Действительно,
есть много случаев сотрудничества ПЦУ с УГКЦ. В качестве примера можно привести
присутствие митрополита Переяславского и Вишневского ПЦУ Александра (Драбинко)
на католической мессе в Патриаршем соборе Воскресения Христова УГКЦ на Левом
берегу. Во время мессы Александр подарил одному из участвующих иерархов УГКЦ панагию
покойного предстоятеля УПЦ МП Владимира (Сабодана).
Интересно,
что в прошлом Александр был личным секретарем покойного предстоятеля УПЦ
митрополита Владимира, который активнейшим образом выступал против
строительства этого собора УГКЦ в Киеве.
Кстати,
возведение этого собора Воскресения Христова глава УГКЦ Святослав (Шевчук) называет
"знаком возрождения Киева как мирового духовного центра христианства".