Экуменическое общение как первый этап Унии 2.0. или зачем Варфоломею греко-католики

Управляющий партнер Консалтинговой группы Concept GR Юлия Пилецкая рассказала изданию "Комментарии", есть ли повод говорить о грядущей унии ПЦУ и УГКЦ

Как правило, служители ПЦУ не только сами приходят на службу в греко-католические храмы, но и зачастую приводят собственную паству, особенно, если речь идет о праздничном служении для УГКЦ. Например, так было в селе Гермаковка Тернопольской области. Согласно Правилам Святых Апостолов, для священнослужителя такая служба означает извержение из сана, а для мирян - анафему. Или, к примеру, в сентябре 2019 года в Винницкой области три епископа ПЦУ приняли участие в крестном ходе Римско-католической церкви и последующей мессе, которую правил апостольский нунций Клаудио Гуджеротти. Один из участников этой службы, митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий) в январе 2020 года вместе с управляющим Каменец-Подольской диоцезией Римско-католической церкви Леоном Дубравским провели богослужение в одном из ресторанов Винницы.

Наконец, в ноябре 2019 года предстоятели ПЦУ и УГКЦ провели совместный с представителем Ватикана поминальный молебен по жертвам Голодомора. В службе участвовал и единственный викарный епископ УПЦ МП, перешедший в ПЦУ, Александр (Драбинко). Александр в ноябре 2019 года сам возглавил молебен греко-католической общины украинцев-диаспорян в римско-католическом соборе Брюсселя.

Итак, как видим, экуменическое общение ПЦУ и УГКЦ - это устойчивая тенденция. Есть мнение, что таким образом Вселенский патриархат и Украинская греко-католическая церковь отрабатывают в Украине модель будущего единения православия и католицизма. Модель эта называется "Киевская церковь" или "церковь Владимирова Крещения". Суть "Киевской идеи" состоит в том, что, дескать, князь Владимир крестил "Русь-Украину" до Великого раскола 1054 г. А, значит, киевская митрополия, хоть и основана была Константинопольским патриархом, но "находилась в единении с Римом". Соответственно, если следовать этой логике, то такое единение надо восстановить. В католическом понимании это означает, что "Киевская церковь" будет подчинена Ватикану, поскольку все католические церкви подчиняются Папе Римскому.

Правда, здесь есть контраргументы. Самый главный заключается в том, что обоюдная анафема папы и Константинопольского патриарха XI в. лишь зафиксировала разделение греческой и латинской церквей, которые к тому времени уже около 200 лет существовали полностью отдельно друг от друга. Но сторонники Киевской церкви пытаются игнорировать этот исторический факт, потому что он разрушает эту политическую позицию, выгодную для Ватикана. Кстати, отметим здесь, что в разработке этой теории самое активное участие принимал патриарх Варфоломей, едва вступив на престол в начале 90-х годов XX века.

Вот почему год назад в Ватикане патриарх Варфоломей в общении с главой УГКЦ Святославом, "высоко оценив открытость УГКЦ в экуменическом общении", "выразил радость по поводу того, что дети Киевской церкви помнят о том, что их Церковью-матерью является Церковь древнего Константинополя". А глава УГКЦ Святослав "касательно экуменического диалога с Православной Церковью", предложил новые элементы "в осмыслении примата епископа Рима". Заметим, что Варфоломей не стал опровергать этот "примат".

Казалось бы, противоречие: Варфоломей называет УГКЦ "дочерью Киевской церкви" и "внучкой Константинопольской церкви", но вместе с тем признаёт примат Папы Римского. Да и в чём вообще тогда интерес Варфоломея в признании примата над собой папы?

Дело в том, что в Турции у Варфоломея от силы полторы тысячи прихожан, проживающих в греческом квартале Стамбула (тот самый Фанар). Ещё около трех миллионов прихожан живут в составе греческой диаспоры по всему миру. Преимущественно, прихожане Вселенского патриархата проживают в США.

Напомним, что согласно православной экклезиологии Вселенский патриарх является "первым среди равных". А в случае вхождения в жёсткую иерархическую структуру католицизма, где папа – "наместник Бога на Земле", епископ "Второго Рима" имеет шанс стать вторым человеком в католической вертикали. Причём имеет шанс возвыситься не только над всем нынешним православием, но и над восточными униями. В том числе, над УГКЦ. Поэтому Вселенский патриархат во главе с Варфоломеем рассматривают слияние УГКЦ и ПЦУ как выгодный вариант.

Поэтому совместные служения ПЦУ и УГКЦ - это подготовка прихожан двух конфессий к возможности такого объединения - т.е. фактически унии №2.

Ранее сообщалось, что может последовать за предложением Вселенского патриарха Варфоломея пересмотреть православную экклезиологию.

Читайте также