Особый статус Донбасса, формула Штайнмайера и игры России
Глава Центра исследования социальных перспектив Донбасса, один из участников политической подгруппы Трехсторонней контактной группы переговорщиков в Минске Сергей Гармаш рассказал изданию «Комментарии», зачем Верховная Рада на этой неделе на год продлила закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», и почему соответствующие изменения не будут вносить в Конституцию Украины
"Вероятность
законодательно закрепить "особый статус" ОРДЛО в Конституции Украины – нулевая.
В Минских соглашениях (МС) нет таких требований. Это - миф, пророссийский
нарратив, который часто используют некоторые политики и журналисты, ленясь
изучить МС. А там указано, что должна быть проведена конституционная реформа с
учетом особенностей ОРДЛО. Всё! Конституционная реформа, децентрализация, с учетом
особенностей... Каких именно особенностей - это уже вопросы к нашим законодателям.
Думаю, что такие полномочия в рамках децентрализации следует дать всем регионам.
Те же муниципальные органы правопорядка уже действуют в ряде городов.
Вполне
приемлемым считаю и согласование с представителями местной власти назначения
глав прокуратуры и судов в данные регионы.
Напомню,
что особые полномочий, особый статус уже закреплены законом "Об особом порядке
местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей",
принятым в сентябре 2014 года. И там фактические учтены все требования о так
называемом особом статусе, которые содержаться в Минском комплексе мер
("Минск-2", подписанный в феврале 2015 года, после Минского протокола сентября
2014-го, известного как "Минск-1"). Подписанты три раза ссылаются на этот
закон. Именно он является базой Минских соглашений, на основе которой будет
формироваться модальность новых выборов. Потому менять сейчас текст этого
закона нам не выгодно. Он есть, на него ссылаются главы государств нормандского
формата. А потому нет смысла обсуждать этот закон с представителями России.
Если
бы мы не продлили его действие в очередной раз, при этом сохранили Минский
процесс, это бы означало, что нам нужно принимать новый закон. И вот его уже
пришлось бы согласовывать с представителями России и ОРДЛО. И текст нового
закон мог бы оказаться абсолютно неприемлемым для Украины.
Нынешний
закон – рамочный. Он лишь обозначает особые полномочия, которые в рамках децентрализация
и так де-факто имеют все регионы Украины. При этом он не наполняет эти полномочия
содержанием. Не поясняет, какими именно должны быть эти полномочия, как реализовываться.
А в новом законе этот вопрос Россией ставился бы иначе.
Именно
поэтому важно было продлить действие нынешнего закона. Но без включения в него так
называемой формулы Штайнмайера (ФШ).
Украина
в декабре 2019 года, в Париже, на нормандском саммите, взяла на себя обязательство
имплементировать ФШ в украинское законодательство. И мы готовы были внести эту
формулу в статью 10 ныне действующего закона "об особом статусе". Но поскольку
российская делегация заблокировала выполнение решения нормандской четверки (в
том числе - обсуждение внесения ФШ в закон "об особом статусе"), у нас нет возможности
сейчас ее внести. Ведь мы не имеем конечного согласованного варианта.
То
есть, Россия, которая сама настаивает на внесении ФШ в украинское
законодательство, сама же заблокировала эту возможность. Это говорит о том, что
РФ понимает – сама по себе эта формула ничего ей не дает без каких-либо политических
уступок со стороны Украины. К примеру, нашего согласия на проведение выборов в
ОРДЛО до передачи Украине контроля за границей. Мы такого согласия давать не будем,
потому ФШ потеряла свое значение для РФ. И потому россияне заблокировали все
обсуждения, включая внесение данное формулы в наше законодательство".