Мировое цифровое обострение: вернутся ли консерваторы к наличным?
Финтех-эксперт, основатель и управляющий партнер международной платформы платежей для бизнеса Fondy Валерия Вагоровская рассказала изданию «Комментарии» о том, как изменил 2020 год и пандемия финансовое поведение пользователей во всем мире
С начала 2020-го мы начали опасаться пользоваться наличными. До этого много лет ученые из разных стран говорили, что патогенных микроорганизмов, "живущих" на одной купюре хватит на небольшую эпидемию. Сотрудники Нью-Йоркского университета (США) обнаружили на однодолларовой банкноте около 400 их видов. Весной прошлого года СМИ снова заговорили о потенциальной опасности "грязных" денег. В Китае наличные из зараженных регионов изымали и сжигали, в Турции озаботились вопросом дезинфекции купюр внутри банкоматов. В ВОЗ обтекаемо рекомендовали быть осторожнее и мыть руки после того, как подержали банкноты в руках.
Будут ли люди в дальнейшем больше пользоваться наличными? Нет. Всего за год даже у ярых противников безналичных расчетов сформировалась новая культура поведения. Не просто привычки – изменилось отношение к финансовым операциям и сервисам онлайн.
В любой стране существовал процент людей, которые не доверяли онлайн-платежам. Одни боялись вводить свои данные на платежных страницах, опасаясь мошенничества. Другие, насмотревшись интернет-мемов о покупках в сети, или имея личный негативный опыт, предпочитали съездить в магазин и посмотреть на продукцию "вживую".
Но целый год в режиме ограничений не оставил пространства для маневра. Люди снизили свою тревогу, выбрав известные магазины, которым доверяют и максимально безопасные способы оплаты – через известные платежные системы. Они начали с вопроса собственной безопасности и вдруг обнаружили, что так удобнее, быстрее. Ты можешь всегда выбирать товары, какие тебе нужны, а свободное от поездок по магазинам время тратить на себя.
Перестраиваться пришлось и финансовому сектору. Банкам – признать, что идентифицировать клиента, открыть счет, оказать ему какую-то услугу, можно без его личного присутствия в отделении. А ведь банковская сфера – одна из самых консервативных. Но банкир – не стоматолог, к которому нужно ваше физическое присутствие для лечения. Поэтому и дальше все будет уходить в онлайн - кредиты, платежи, депозиты, покупка акций...
Да, это технологически непросто, и банкам придется вложиться в разработку и внедрение технологий, их безопасность, соответствие требованиям регулятора. Придется внедрять технологии по удаленной идентификации. Но точка невозврата в изменении соотношения оффлайн\онлайн платежи и обслуживание в пользу онлайна, на мой взгляд, уже пройдена. И чем раньше мы адаптируем свой бизнес и свои финансы к новым условиям работы, тем безболезненнее пройдет для нас этот переход.