Почему нужно было усовершенствовать процесс электронного декларирования

Верховная Рада Украины приняла 29 апреля во втором чтении законопроект №5173 об усовершенствовании процесса электронного декларирования. Почему это было необходимо, сайту «Комментарии» рассказала одна из авторов документа, народный депутат Украины IХ созыва (фракция «Слуга народа») заместитель председателя Комитета ВР по вопросам антикоррупционной политики Елена Мошенец

Проверяя декларации должностных лиц, важнее не наказывать за мелкие ошибки добродетельных чиновников, а выявлять и привлекать к ответственности настоящих коррупционеров и чиновников, которые скрывают свои доходы.

В Украине бумажные декларации чиновники начали заполнять от руки еще в 1993 году, а в 2016-м заработал электронный реестр деклараций. Это позволило не только усовершенствовать саму систему декларирования, но и улучшить систему проверок деклараций.

Только в 2020 году Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) начало 1000, а завершило 443 полные проверки деклараций и выявило в 35 декларациях признаки административного нарушения, а в почти в 100 - признаки уголовного нарушения, о чем сообщил правоохранителям.

В основном выявленные ошибки были незначительными, например, неправильно определено, принадлежит ли должность декларанта к должностям, связанных с высоким уровнем коррупционных рисков, или не указано съемное жилье в разделе "Объекты недвижимости".

В то же время, по данным НАПК, более 10 000 должностных лиц умышленно не подали декларации. И они не будут привлечены к уголовной ответственности из-за решения Конституционного Суда Украины, который 27 октября 2020 отменил соответствующую статью Уголовного кодекса. Среди таких субъектов декларирования есть люди, которых украинцы считают олигархами. Несмотря на то, что с 30 декабря вступил в силу Закон Украины № 1074-IX, которым восстановлена уголовная ответственность за умышленное непредставление декларации и умышленное декларирования недостоверных сведений, эти лица не смогут быть привлечены к ответственности.

Сложившаяся ситуация вызывает вопрос не только касательно КСУ, но и - не стали формальным мониторинг деклараций чиновников, когда добропорядочные декларанты получают наказание за мелкие ошибки, а недобросовестные - его избегают.

Решить эту проблему призван законопроект № 5173 об усовершенствовании процесса электронного декларирования, одним из авторов которого являюсь и я.

В первом чтении законопроект приняли еще 15 апреля.

Документ предусматривает:

- если субъект декларирования является владельцем акций отечественных предприятий, совокупная номинальная стоимость которых не превышает 0,25 прожиточного минимума для трудоспособных лиц и не превышает 5% голосующих акций общества, отпадает необходимость передавать их в управление ( владельцами такого количества почти ничего не стоящих акций является более 90% субъектов декларирования);

- если у субъекта декларирования и членов его семьи отсутствуют уникальные номера записи в Едином демографическом реестре, специально получать эту запись для заполнения декларации не нужно;

- не подлежат декларированию счета, на которых учитываются некомпенсированные денежные сбережения субъекта декларирования, помещенные до 2 января 1992 года в учреждения Сбербанка СССР, которые действовали на территории Украины;

- не требует отражения в декларации осуществление операций по покупке, продаже и обмену валюты и т. д.

Во втором чтении парламент принял документ 29 апреля. За него проголосовало 270 народных депутатов. Надеюсь, в ближайшее время документ подпишет президент Украины, и это станет еще одним существенным шагом нашей страны на пути реальной, а не формальной борьбы с коррупцией.

Читайте также