Есть ли жизнь после запуска "Северного потока-2"

Украина должна иметь четкий сценарий действий в случае полномасштабного запуска трубопровода «Северный поток-2» и падения транзита до критического минимума

Обратил внимание на заявления Дмитрия Фирташа в австрийской прессе по теме будущего Украины на газовой карте Европы после запуска "Северного потока-2". Его мнение тем более интересно, так как я не припомню, чтобы Дмитрий Фирташ в последние годы хоть что-то говорил по газовой тематике.

Но в этот раз австрийские журналисты, для которых тема "СП-2" – одна из самых актуальных, все-таки получили от Фирташа некоторые оценки. Оценки ограничились буквально несколькими тезисами, однако к сказанному можно относиться как к одному из возможных вариантов развития событий, которые начнут происходить после потери Украиной объемов транзита российского газа в Европу.

Дмитрий Фирташ называет "Северный поток-2" плохим проектом для Украины, так как мы теряем $4 млрд от транзита, однако объясняет, что даже если у России и её партнеров по запуску "Северногопотока-2" возникнут какие-либо трудности с полноценным запуском трубопровода, то у РФ уже есть три или четыре способа выполнить свои обязательства по поставкам в Европу в обход Украины. Россия действительно системно работала над обходными путями Украины в последние десятилетия, а многие наши соседи, в том числе и наши "западные партнёры", активно ей в этом помогали. Поэтому думать над предназначением всей нашей газотранспортной системы в новых условиях нужно было начинать еще 5-7 лет назад, а не сегодня. Учитывая, что Европа и условный Запад действительно не имеет и не может иметь единой позиции по "СП-2", то и рассчитывать на эффективность механизма санкций в этом случае можно было лишь в последнюю очередь.

Далее Фирташ говорит, что "Северный поток-2" открывает для Украины фантастические возможности. По его словам, миссия Украины в новом газовом раскладе в Европе – стать одним из крупнейших газовых трейдеров. И воспользоваться ситуацией, когда мы более не привязаны исключительно к одному контракту – с РФ. Теперь же у Украины открывается возможность стать безопасным центром газоснабжения в Европе с крупнейшими подземными хранилищами на континенте. Теперь, по его словам, мы можем покупать газ у кого захотим, что раньше было невозможно.

Почему я решил уделить отдельное внимание этому заявлению? Потому, что дискуссия, которая разворачивается вокруг "СП-2" как в Украине, так и в России, на мой взгляд ограничивается лишь небольшим набором штампов.

Официальные лица в Украине убеждают всех, что "СП-2" должен быть остановлен, потому что это геополитическое оружие России (хотя это и нереалистично, учитывая пул кровно заинтересованных в этом проекте государств). Думаю, что единственный вариант, при котором "СП-2" будет похоронен и разрушен – это полномасштабная война, и обсуждать этот сценарий даже не хочется. В то же время, российская пропаганда долгие годы твердит и злорадствует, что вскоре после запуска всех веток "Северного потока" украинская ГТС превратится в груду никому не нужного металлолома, а украинскую энергетику (как минимум, все газовое хозяйство) ждет коллапс. И многие с удовольствием подхватывают эти вредоносные тезисы и в Украине.

По факту же существует реальный вакуум прагматичного обсуждения угрозы и возможностей. "СП-2" стал предметом торга между крупными игроками, но этот торг уже находится в финальной стадии. И Украина в нем не принимает активного участия. Активное участие мы можем проявить только в одном – иметь четкий сценарий действий исходя из худшего для нас варианта событий – полномасштабного запуска трубопровода и падения транзита до критического минимума.

Ровно в тот момент, когда он будет лежать у нас на столе, мы будем чувствовать себя защищенными лучше, чем любыми санкциями. Которые также не от нас зависят. И, как показывает практика, могут слетать достаточно быстро, если большие экономики мира (в данном случае – США и Германии) не хотят портить свои отношения.

Читайте также