Сотрудничество Минобороны с волонтерами: они могут видеть проблемы, невидимые для руководства Минобороны

Виталий Дейнега — о том, почему министр обороны должен слушать волонтеров, но не подстраиваться под них, как разные команды Минобороны по-разному видят партнерство с гражданским сектором и почему настоящий диалог возможен только без публичного давления и ангажированности.

Я пришел в Министерство обороны на должность замминистра и, по сути, мне кажется, что формат сотрудничества между волонтерами и Минобороны зависит от команды. Ибо Министерство обороны Резникова, Министерство обороны Умерова и Министерство обороны Шмыгаля — это будут три разных Министерства обороны.

Волонтеры часто поверхностно понимают ситуацию. Например, когда я был в БФ "Вернись живым", то прекрасно понимал, что я поверхностно понимаю какие-то вещи. И поэтому в определенные публичные дискуссии с министерством почти никогда не вступал — всегда находил возможность поговорить с министром, сформировать свою точку зрения и найти какой-то компромисс. Думаю, это оптимально. То есть во время войны публично выступать против министра нужно исключительно в том случае, если все плохо, а не просто, если тебе не нравится какое-то его решение.

Министр обороны, безусловно, должен слушать волонтеров и вести с ними аргументированный диалог. Но это не значит, что государство должно идти у них на поводу.

У волонтеров часто другая оптика: они могут видеть проблемы на более низких уровнях, которые остаются невидимыми для руководства Минобороны. В то же время они не всегда имеют полную картину процессов, доступную министерству.

Конструктивное сотрудничество – когда волонтеры не заангажированы, не выступают лоббистами интересов других, скажем, органов государственной власти. Тогда это здоровое партнерство, а не политическая борьба.

Читайте также