Из-за запрета экспорта украинские производители дронов оказались в ловушке
Нардепка объяснила, почему нынешнее политическое решение фактически загоняет украинский оборонно-промышленный комплекс в тупик.
После участия в выставке DSEI в Лондоне народный депутат от "Слуги народа" Галина Янченко отметила ключевую проблему: украинские производители дронов вынуждены переносить производство за границу из-за отсутствия доступа к внешним рынкам. Она подробно объяснила, почему политическое решение 2022 года сегодня вредит украинской экономике, и призвала открыть частичный регулируемый экспорт.
Есть определенные законопроекты, которые помогут компаниям лучше себя чувствовать и сосредотачиваться на производстве, R&D и инновациях. Это, условно говоря, мой законопроект о 45-дневном временном бронировании для новых работников, чтобы они обновили данные. Это ряд законопроектов, где я тоже первый автор – об отмене лишних штрафов, чтобы оставался один штраф за одно нарушение, а не три. Это и законопроекты, которые мы уже приняли, например, об ограничении информации о местонахождении производственных мощностей. То есть, есть целый ряд законопроектов, которые мы делали для того, чтобы улучшить, условно говоря, жизнь и, главное, безопасность оборонно-промышленных комплексов.
Но если мы говорим о проблеме, которая заключается в том, что наши компании выезжают за границу и создают рабочие места, создают добавленную стоимость, вклад в ВВП других стран, то здесь ключевая проблема как раз иная. Это вопрос доступа к рынкам. И на сегодняшний день государство Украина де-факто не де-юре, но де-факто запрещает экспорт товаров оборонного и двойного назначения.
Здесь законопроектов мы никаких не можем принять и законы тоже, потому что юридического запрета экспортировать оружие и товары двойного назначения нет. Это просто политическое решение. Причем оно было принято в 2022 году, когда оно было и актуальным, и нужным, и актуальным. Тогда у нас было всего мало.
Но сейчас, когда производство за 3,5 года выросло в 35 раз, а бюджет на то, чтобы выкупить все, что может произвести ОПК, остается ограниченным, единственный способ решения этой проблемы – открыть частичный регулируемый экспорт. Чтобы наши производители своими товарами могли получить доступ к внешним рынкам.
Потому что сейчас фактически производители загнаны в тупик и работают в условиях монополии государства. Либо у тебя покупает государство, либо никто не может купить. Но государство не может купить у всех, а иногда не хочет у всех купить. И соответственно те, кто не попал в государственные контракты, вынуждены или закрываться, потому что не могут содержать простаивающее производство. Это сумасшедшие деньги, это зарплаты, аренды, это налоги, это коммунальные платежи.
Соответственно, если государство не подписало с компанией контракт, то оно часть времени может протянуть, а дальше у него два пути: либо закрываться, либо уезжать за границу. Сейчас некоторые изготовители еще пытаются договариваться и строить свои заводы условно легально за рубежом. Но в любом случае — выезжают ли они легально в рамках соглашений, или нелегально — мы теряем. Наша страна теряет производителей, а значит, теряет рабочие места, налоги и вклад в экономику.