21 апреля 2004, 16:31
Поделитесь публикацией:
Вечный НАК

Возможно угольного НАКа и не было бы, если бы не выборы. Но непредсказуемый октябрь неотвратимо приближается. Естественно, это всерьез волнует разновекторные силы, на противоречиях которых действующий президент построил гениальную систему собственного равновесия.

Символично, что первое воплощение НАК "Уголь Украины" произошло в июне 1998 года одновременно с приходом Сергея Тулуба на должность министра угольной промышленности в Кабинете Министров Валерия Пустовойтенко. Угольный НАК просуществовал до апреля 2001 года, а затем, с подачи тогдашнего премьера В. Ющенко, было принято решение о ликвидации этой структуры. Однако полностью похоронить угольный НАК не удалось.

В сентябре прошлого года правительство Виктора Януковича аннулировало решение о его ликвидации, передав его в ведомство Минтопа. Сергей Ермилов тогда отказался уточнять детали и объяснять причины, многозначительно намекнув на то, что стоит немного подождать. Прошло полгода, и новый министр топлива и энергетики был представлен премьер-министром одновременно с оглашением первого поручения – создать еще раз государственную акционерную угольную компанию и передать ей оставшуюся в ведении Минтопа угольную отрасль.

Подразумевается, что в состав угольного НАКа войдут две дочерние компании — одна сосредоточит в своем уставном фонде акции предприятий, добывающих энергетический уголь, другая – коксующийся. В дальнейшем планируется эти компании передать в приватизацию. Как будут продаваться госпакеты, входящие в угольный НАК, — по отдельности или все вместе, — пока неизвестно. Неясна и судьба оптового рынка энергетического угля после создания НАК. В этом признался на своей первой пресс-конференции новый министр топлива и энергетики. На всякий случай он заявил, что существование такового считает необходимым. Однако после создания угольного НАКа под видом упразднения ненужного ведомства вполне можно будет спокойно ликвидировать нынешнего оператора оптового рынка энергетического угля — государственное предприятие "Уголь Украины" — предварительно списав на него все долги отрасли. Маловероятно, что новый НАК возьмет на себя старые долги.

Что же до самого С. Тулуба, то выведение из-под его ответственности угольной отрасли принесет ему лишь облегчение. Во-первых, в феврале текущего года Счетная палата и КРУ подсчитали финансовые злоупотребления Минтопа и только по программе "Уголь Украины" насчитали 50 млн. грн. Во-вторых, шахтерские забастовки надоели Сергею Борисовичу еще в бытность министром углепрома, а, в-третьих, для атомной энергетики, руководителем профильного НАКа которой он продолжает быть, уголь практически не нужен.

Итак, список претендентов на получение контроля над новым НАКом традиционный: это те, кто владеет или контролирует предприятия, которым нужен коксующийся и энергетический уголь, другими словами, это преимущественно частные предприятия металлургии, а также компании тепловой генерации. Уголь нужен:

1. "Криворожстали", в составе которой есть коксовый завод. Бывший руководитель предприятия Олег Дубина в бытность вице-премьером в правительстве А. Кинаха инициировал тесное сотрудничество предприятия с ОАО ГХК "Павлоградуголь". О. Дубина близок к президентскому зятю В. Пинчуку, который, в свою очередь, заинтересован в покупке "Криворожстали". Смена президента может угрожать прекращением инициированного Л. Кучмой и столь выгодного для "Интерпайпа" эксперимента по практически бесконкурсной продаже ему госхолдинга "Павлоградуголь". На ближайших торгах в мае "Интерпайпу" необходимо будет перестать надеяться на понижение стоимости госпакета и срочно купить "Павлоградуголь", иначе это может обернуться потерей предприятия. Неясны пока и перспективы обещанного О. Дубине НАК "Энергетическая компания Украины".

2. ИСД, контролирующему Алчевский коксохимический завод и ряд шахт.

3. Группе Р.Ахметова, в составе которой Авдеевский коксохимический завод, Запорожкокс и Маркохим, а также крупный игрок рынка — АРС, являющийся инвестором ряда угольных предприятий и контролирующий госхолдинги "Краснодонуголь", "Добропольеуголь" и др.

4. Группе "Приват", в составе которой Днепродзержинский коксохимический завод, Баглейкокс, Днепрококс и ряд металлургических предприятий.

Другими словами, уголь нужен всем. И в выигрыше останется тот, кто будет допущен к управлению новым НАКом. Но на каких бы условиях не создавался новый НАК, ясно следующее:

· Позитивным результатом создания НАК "Уголь Украины" станет возникновение рыночного субъекта, который сможет защищать интересы отрасли. Негативным моментом создания НАК станет обострение противоречий между энергетическими НАКами, в первую очередь из-за ценовой политики, ведь каждый из них является одновременно и поставщиком и потребителем продукции на энергетическом рынке Украины.

· Создание нового НАКа не дает четкого ответа на вопрос о дальнейшей судьбе реформирования угольной отрасли, инициированного В. Гайдуком. Вряд ли созданию нового НАКа будет предшествовать серьезный аудит отрасли.

· Функции министерства топлива и энергетики станут полностью фиктивными. НАК "Уголь Украины" завершит выведение из-под управления Минтопа оставшихся в госсобственности энергетических ресурсов. Отправляясь в отставку, министрам топлива и энергетики будет практически не о чем жалеть.

· Существование созданных президентом всех энергетических НАКов делает нецелесообразной и должность вице-премьера по ТЭК. Коалиционность правительства также становится формальностью.

· В уставный фонд НАК будут переданы госпакеты акций угледобывающих предприятий, что сделает невозможным приватизацию отдельных предприятий структурами, осуществляющими сейчас контроль над ними, и существенно замедлит приватизацию всей отрасли.

· Финансово-промышленными группами, получившими доступ к управлению новым НАКом, будет лоббироваться приватизация этого предприятия единым пакетом. Их конкуренты, не получившие доступа к контролю над новым ресурсным ведомством, будут добиваться приватизации по частям, однако, без допуска сторонних покупателей. С уверенностью можно сказать, что до открытых конкурсов по продаже украинских шахт дело так и не дойдет.

· Новосозданный НАК просуществует недолго и войдет в учебники экономической истории вместе с дополнительной эмиссией и другими алгоритмами как форма передела собственности в Украине в период формирования первоначального капитала.

Остается надеяться, что предложение Министерства топлива и энергетики по решению проблемы задолженности по зарплате перед шахтерами будут поддержаны на всех уровнях власти, и с шахтерами государство наконец рассчитается в текущем году вне зависимости от создания или не создания нового НАКа.

Елена Дьяченко, АКБ "Партия власти"



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!