Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Символично, что первое воплощение НАК "Уголь Украины" произошло в июне 1998 года одновременно с приходом Сергея Тулуба на должность министра угольной промышленности в Кабинете Министров Валерия Пустовойтенко. Угольный НАК просуществовал до апреля 2001 года, а затем, с подачи тогдашнего премьера В. Ющенко, было принято решение о ликвидации этой структуры. Однако полностью похоронить угольный НАК не удалось.
В сентябре прошлого года правительство Виктора Януковича аннулировало решение о его ликвидации, передав его в ведомство Минтопа. Сергей Ермилов тогда отказался уточнять детали и объяснять причины, многозначительно намекнув на то, что стоит немного подождать. Прошло полгода, и новый министр топлива и энергетики был представлен премьер-министром одновременно с оглашением первого поручения – создать еще раз государственную акционерную угольную компанию и передать ей оставшуюся в ведении Минтопа угольную отрасль.
Подразумевается, что в состав угольного НАКа войдут две дочерние компании — одна сосредоточит в своем уставном фонде акции предприятий, добывающих энергетический уголь, другая – коксующийся. В дальнейшем планируется эти компании передать в приватизацию. Как будут продаваться госпакеты, входящие в угольный НАК, — по отдельности или все вместе, — пока неизвестно. Неясна и судьба оптового рынка энергетического угля после создания НАК. В этом признался на своей первой пресс-конференции новый министр топлива и энергетики. На всякий случай он заявил, что существование такового считает необходимым. Однако после создания угольного НАКа под видом упразднения ненужного ведомства вполне можно будет спокойно ликвидировать нынешнего оператора оптового рынка энергетического угля — государственное предприятие "Уголь Украины" — предварительно списав на него все долги отрасли. Маловероятно, что новый НАК возьмет на себя старые долги.
Что же до самого С. Тулуба, то выведение из-под его ответственности угольной отрасли принесет ему лишь облегчение. Во-первых, в феврале текущего года Счетная палата и КРУ подсчитали финансовые злоупотребления Минтопа и только по программе "Уголь Украины" насчитали 50 млн. грн. Во-вторых, шахтерские забастовки надоели Сергею Борисовичу еще в бытность министром углепрома, а, в-третьих, для атомной энергетики, руководителем профильного НАКа которой он продолжает быть, уголь практически не нужен.
Итак, список претендентов на получение контроля над новым НАКом традиционный: это те, кто владеет или контролирует предприятия, которым нужен коксующийся и энергетический уголь, другими словами, это преимущественно частные предприятия металлургии, а также компании тепловой генерации. Уголь нужен:
1. "Криворожстали", в составе которой есть коксовый завод. Бывший руководитель предприятия Олег Дубина в бытность вице-премьером в правительстве А. Кинаха инициировал тесное сотрудничество предприятия с ОАО ГХК "Павлоградуголь". О. Дубина близок к президентскому зятю В. Пинчуку, который, в свою очередь, заинтересован в покупке "Криворожстали". Смена президента может угрожать прекращением инициированного Л. Кучмой и столь выгодного для "Интерпайпа" эксперимента по практически бесконкурсной продаже ему госхолдинга "Павлоградуголь". На ближайших торгах в мае "Интерпайпу" необходимо будет перестать надеяться на понижение стоимости госпакета и срочно купить "Павлоградуголь", иначе это может обернуться потерей предприятия. Неясны пока и перспективы обещанного О. Дубине НАК "Энергетическая компания Украины".
2. ИСД, контролирующему Алчевский коксохимический завод и ряд шахт.
3. Группе Р.Ахметова, в составе которой Авдеевский коксохимический завод, Запорожкокс и Маркохим, а также крупный игрок рынка — АРС, являющийся инвестором ряда угольных предприятий и контролирующий госхолдинги "Краснодонуголь", "Добропольеуголь" и др.
4. Группе "Приват", в составе которой Днепродзержинский коксохимический завод, Баглейкокс, Днепрококс и ряд металлургических предприятий.
Другими словами, уголь нужен всем. И в выигрыше останется тот, кто будет допущен к управлению новым НАКом. Но на каких бы условиях не создавался новый НАК, ясно следующее:
· Позитивным результатом создания НАК "Уголь Украины" станет возникновение рыночного субъекта, который сможет защищать интересы отрасли. Негативным моментом создания НАК станет обострение противоречий между энергетическими НАКами, в первую очередь из-за ценовой политики, ведь каждый из них является одновременно и поставщиком и потребителем продукции на энергетическом рынке Украины.
· Создание нового НАКа не дает четкого ответа на вопрос о дальнейшей судьбе реформирования угольной отрасли, инициированного В. Гайдуком. Вряд ли созданию нового НАКа будет предшествовать серьезный аудит отрасли.
· Функции министерства топлива и энергетики станут полностью фиктивными. НАК "Уголь Украины" завершит выведение из-под управления Минтопа оставшихся в госсобственности энергетических ресурсов. Отправляясь в отставку, министрам топлива и энергетики будет практически не о чем жалеть.
· Существование созданных президентом всех энергетических НАКов делает нецелесообразной и должность вице-премьера по ТЭК. Коалиционность правительства также становится формальностью.
· В уставный фонд НАК будут переданы госпакеты акций угледобывающих предприятий, что сделает невозможным приватизацию отдельных предприятий структурами, осуществляющими сейчас контроль над ними, и существенно замедлит приватизацию всей отрасли.
· Финансово-промышленными группами, получившими доступ к управлению новым НАКом, будет лоббироваться приватизация этого предприятия единым пакетом. Их конкуренты, не получившие доступа к контролю над новым ресурсным ведомством, будут добиваться приватизации по частям, однако, без допуска сторонних покупателей. С уверенностью можно сказать, что до открытых конкурсов по продаже украинских шахт дело так и не дойдет.
· Новосозданный НАК просуществует недолго и войдет в учебники экономической истории вместе с дополнительной эмиссией и другими алгоритмами как форма передела собственности в Украине в период формирования первоначального капитала.
Остается надеяться, что предложение Министерства топлива и энергетики по решению проблемы задолженности по зарплате перед шахтерами будут поддержаны на всех уровнях власти, и с шахтерами государство наконец рассчитается в текущем году вне зависимости от создания или не создания нового НАКа.
Елена Дьяченко, АКБ "Партия власти"
Обсуждения
Новости партнеров
Новости