16 июня 2004, 11:45
Поделитесь публикацией:
Эпоха «возрождения»

15 июня министр транспорта Украины Георгий Кирпа сообщил о создании в Украине новой партии – Партии "Возрождение", которую сам же и возглавил. Для государства, в котором мирно сосуществуют около сотни политических партий, факт создания ещё одного партийного образования мог бы пройти незаметно. Если бы не одно "но": больно уж личность лидера партии примечательна. И перспективна.

О том, что у господина Кирпы имеются свои политические планы и амбиции, говорили давно. Он на протяжении нескольких лет успешно лоббировал ряд политических вопросов и кадровых назначений. При этом его политическая деятельность велась в тени, перед телекамерами он представал в образе крепкого хозяйственника, сумевшего навести порядок на "Укрзалізниці" и в других транспортных сферах. Кирпа стал одним из фаворитов Леонида Кучмы, при этом он ухитрился не ангажироваться ни в одну из крупных политико-финансовых тусовок. Все полушепотом говорили об огромных средствах, которые находятся в распоряжении Кирпы, но никто не знал, куда и на какие цели будут пущены эти средства. Говорят, Георгий Николаевич около полугода назад интересовался даже покупкой одного очень авторитетного украинского еженедельника, желая превратить его в цветной ежедневник. Но вот о том, что Кирпа будет создавать партию, никто не говорил.

Почему? Да потому, что политические партии к 2004 году утратили свою привлекательность и многими не рассматривались как механизм осуществления политики или механизм воплощения политических амбиций. Один экс-олигарх даже заявил, что партия – это трата денег на ветер. Однако принятие закона о выборах на пропорциональной основе опять актуализировало вопрос партийного строительства и функционирования партий. Партии снова стали котироваться на рынке. И если ряд политиков начали приобретать существующие, раскрученные партийные брэнды (например, Владимир Литвин), то другие стали создавать партии заново, с нуля.

В своё время, два с половиной года назад, Георгий Николаевич обещал, что проведёт в парламент достаточное количество транспортников и создаст там "свою" фракцию, в которой будет не менее 15 человек. Однако кандидаты "от Кирпы" действовали неумело, по старинке, игнорируя такой фактор, как технологии, либо пользуясь технологиями позавчерашнего дня. Как результат – в парламент прошёл лишь один народный депутат, которого можно было причислить к "обойме Кирпы" — Василий Гладких. Нормальные отношения у Кирпы сложились также с народным депутатом Александром Единым – но у него существуют средства, влияние и связи для того, чтобы быть достаточно независимым и выступать в роли не вассала, а тактического союзника.

Создав Партию "Возрождение", Георгий Кирпа может претендовать на получение реванша за 2002 год в 2006-м. При грамотной работе можно быстро и эффективно провести кампанию и получить голоса избирателей. По оценкам экспертов, Георгий Кирпа может рассчитывать минимум на 5% голосов: у нас народ любит хозяйственников, которые могут возродить Украину.

Если говорить о политической нише, то Кирпа будет претендовать, очевидно, на то место, которое ранее занимала в политическом спектре партия "Єдність". На прошлых выборах мэр Киева Александр Омельченко (лидер "Єдності") пытался провести в парламент свою партию, также базируясь на лозунгах о необходимости наведения порядка и совершенствования системы хозяйствования. Но Омельченко допустил ряд серьёзных ошибок. Во-первых, он сосредоточил свою деятельность исключительно в одном регионе – в столице. Во-вторых, у него не были защищены политические тылы (в первую очередь – от Администрации Президента). В-третьих, он слишком распылил свой финансовый ресурс, поддерживая параллельно ещё пару проектов. Очевидно, Георгию Кирпе придётся учесть ошибки Омельченко.

Кроме того, партия "Возрождение" может стать инструментом в президентской кампании в этом году. Вряд ли Георгий Николаевич решит сам выдвигать свою кандидатуру на выборах – слишком низкий рейтинг и слишком мало времени для раскрутки имиджа. Скорее всего, он сможет выгодно торговать брэндом и ресурсом, идя на договорённости то с одними, то с другими претендентами на высшую должность. Теперь, имея в руках команду транспортников и железнодорожников, объединённых в единую партию, Георгий Кирпа может стать одним из главных факторов, определяющих, будет ли единый кандидат от власти или его не будет. Учтите, что партия с самого начала будет иметь развёрнутую сеть – каждый вокзал, каждый полустанок, каждый порт могут стать отдельной партийной ячейкой, каждый проводник в поезде или стюардесса в самолёте могут рассматриваться как потенциальные пропагандисты и агитаторы. Кто ещё может похвастать такой структурой и такой сетью? Поэтому Кирпе есть что предложить во время переговоров о "едином кандидате" и Кирпа понимает, что он может выставлять за свои услуги очень высокую цену.

Кроме того, Георгий Николаевич создаёт систему, при которой даже формальная отставка с поста Министра транспорта или руководителя "Укрзалізниці" оставляет в его руках рычаги влияния на эту сферу. Он становится не только формальным, но и неформальным лидером отрасли. Если завтра Кирпу уволят с должности министра – он будет руководить транспортом со стороны, посредством партии. Не столь эффективно, как из министерского кабинета, но всё же! Тем более что с приходом любого министра не возможно одномоментно поменять все кадры в отрасли – а большинство из них будут членами партии имени Кирпы! Георгий Николаевич делает всё, чтобы скрепить нынешнюю команду, сделать невозможной "декирпизацию" "Укрзалізниці" и Минтранса, связать всех круговой порукой.

Имея в руках собственную политическую партию, Георгий Николаевич может предстать в новой ипостаси. Если ранее он позиционировался как хозяйственник, не вмешиваясь (или почти не вмешиваясь) в политическую сферу, то теперь ему предстоит выступить в амплуа политика. При этом не просто политика, а лидера политической партии. То есть, Георгию Николаевичу придётся думать о региональных представительствах и их функционировании, о съездах и аппаратной работе, об идеологии, о программных целях, о средствах для поддержания партии, о возможных политических союзниках и о возможных комбинациях для блокирования накануне выборах, о стратегии и тактике партийной деятельности накануне и в ходе выборов, о возможных кадровых претензиях для членов партии, наконец, об обеспечении командной игры. Ранее господин Кирпа продемонстрировал, что всё это – по отдельности – он умеет делать, но кулуарно, закрыто, решая все эти вопросы на уровне личных контактов с Президентом и другими влиятельными лицами. Наличие собственной партии волей-неволей раскроет старые связи и старые схемы – придётся работать в политической сфере, частично выйдя из тени на свет. Наверное, Георгий Николаевич решил, что уже пора.

И ещё. В прессе неоднократно мелькали сообщения и гипотезы о президентских амбициях Георгия Кирпы. Вряд ли ему удастся – даже благодаря партии – достичь необходимого уровня раскрутки, достаточного для успеха на президентских выборах 2004 года. Разве что можно выдвинуть собственную кандидатуру с прицелом на важный пост – Секретаря Совбеза (с расширенными полномочиями) либо премьер-министра. Но наличие собственной партии в 2004 году – это серьёзная заявка на следующие президентские выборы, когда бы они не состоялись, – в 2006 или в 2009 году. Кто бы не пришёл к власти в 2004-м, – Янукович, Ющенко, Литвин – можно прогнозировать, что в 2005 году начнётся "откат" голосов, начнётся массовое разочарование в новом президенте и массовое недовольство демократическими и либеральными силами. Вот именно тогда на арену выступят политики с имиджем "генерала с сильной рукой". А их не так уж и много – Марчук, Радченко, Смешко, Кирпа… А теперь – пофантазируем: а если они возьмут, и объединятся в единую партию или в блок? Или даже если не объединятся, но один из генералов с имиджем одновременно силовика и хозяйственника будет иметь свою собственную политическую партию?

Политическая партия под громким названием "Возрождение" может также понадобиться после выборов 2004 года, когда к власти придёт новый Президент, и главной целью этой партии может стать создание действенной системы коллективной безопасности нынешних олигархов. Ведь не известно, как поведут себя Ющенко, Янукович либо Мороз (или иной Президент), придя к власти. Будут ли они инициировать реприватизацию? Будут ли они проводить новый передел сфер влияния? И как поступят с нынешними кадрами в окружении Кучмы, которые, как известно, решают всё? Во избежание недоразумений и громких потрясений Кирпа предложит всем обиженным новой властью прибежище и объединение во имя грядущего реванша. И многие воспользуются предложением Кирпы, усиливая партию и делая её более мощным политическим инструментом.

Поэтому в любом случае партия под министра транспорта – дело, по крайней мере, не проигрышное. А вот станет ли оно выигрышным – зависит только от самого Георгия Николаевича.

Андрей Моржковский



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!