Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Об этом говорили многие высокопоставленные лица в Украине. Равно как и об энергетической безопасности страны. Однако сложившаяся практика вызывает опасения, что серьёзные заявления могут так и остаться лишь на уровне риторики.
Напомним хронологию событий текущего года. Первым о стратегии использования "Одесса-Броды" в прямом направлении заявил премьер Янукович. При этом он тут же обосновал нецелесообразность простаивания "трубы" и высказался за её временное использование в обратном направлении
Затем произошли два синхронных события. В июле национальная компания "Укртранснафта" подписала соглашение с российско-британской ТНК- БП (контрольный пакет принадлежит РФ) о трехлетнем реверсе "Одесса-Броды". ТНК-БП обязалась ежегодно обеспечивать прокачку до 9 млн. тонн нефти.
Параллельно "Укртранснафта" и польская нефтетранспортная компания "Przyazn" создали совместное предприятие "Сарматия". Цель "Сарматии" — продвижение Евразийского нефтетранспортного коридора для поставок нефти из Каспия в Европу.
То есть как раз диверсифицировать поставки нефти в Украину.
Напомним, для реализации этого проекта необходимы две вещи. Первая. Достроить магистраль "Одесса – Броды" до польского города Плоцк. Вторая. Найти поставщиков нефти среди компаний, которые разрабатывают месторождения Каспия.
По данным экспертов, строительство польского участка будет продолжаться три года. Стоимость работ – не менее 300-500 млн. евро. Перспективными считаются территории Каспия, которые находятся под юрисдикцией Казахстана и Азербайджана.
На "Сарматию", в свою очередь, возложена миссия как по поиску инвестора для достройки магистрали "Одесса — Броды", так и по поиску поставщиков нефти. То есть координация всех работ по реализации проекта Евразийского нефтетранспортного коридора (ЕНТК).
Однако, похоже, что реальными поисками компаньонов и привлечением третьей стороны занимаются лишь представители Польши. По крайней мере, об этом свидетельствует недавняя встреча министров иностранных дел Польши и Казахстана. Напомним, во время переговоров обсуждались вопросы ЕНТК в целом и работы "Сарматии" в частности.
Естественно, поляки были несколько удивлены поворотом украинской трубы. Скажем,
чрезвычайный и полномочный посол Республики Польша в Украине Марек Зюлковский высказался таким образом: "Решение про реверс магистрали "Одесса-Броды" разочаровало наши экономические круги. Оно не соответствовало нашим предварительным договорённостям. Мы были заинтересованы в прямом использовании трубопровода. Мы изучили тексты соглашений между Украиной и Российской федерацией ("О транзите нефти по территории Украины" и "О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой сфере" — ред.). Тут можно говорить о нашей интерпретации: ничего "бизнесового" из этого не выплывет. Но мы думаем, что на каком-то этапе мы вернёмся к использованию трубопровода "Одесса – Броды" в прямом направлении.
Что касается Казахстана, то я не могу отвечать за их позицию. Но во время переговоров министров иностранных дел (Токаева и Тимошевича-ред.) согласие Казахстана на подключение к работе СП "Сарматия" по созданию Евразийского нефтетранспортного коридора было".
Поляки продолжают работать с Казахстаном и надеются, что Украина наконец-то задумается о собственной энергетической безопасности. Украина пока обсуждает тему достройки нефтепровода исключительно с поляками.
На последней пресс-конференции председатель правления НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко сообщил:
"У нас не было разговора о включении третьих стран в проект "Сарматия". Но переговорный процесс по "Сарматии" продвигается успешно. Ещё один раунд переговоров провели недавно. Уже разрабатываем "приземлённый" ТЭЛ по этому проекту. Думаю, что в ближайшее время мы его обнародуем. Тогда будет понятна привлекательность этого проекта".
Ситуацию усугубляет и тот факт, что за отрезок времени между заявлением Януковича и созданием "Сарматии" в Украине произошли серьёзные кадровые перестановки. Напомним, рокировки коснулись руководства "Укртранснафты" и правительственного блока ТЭК. В отставку "ушли" специалистов, которые давно занимались идеей Евразийского нефтетранспортного коридора и вплотную подошли к подписанию соглашений и контрактов с компаниями, работающими на территории Казахстана и Азербайджана. Зато неизменны на своих постах чиновники, лоббирующие продвижение российских компаний. Складывается впечатление, что в Украине так и не избавились от инерции следовать в фарватере интересов России, для которой диверсификация энергоносителей даже в рамках СНГ остаётся больной мозолью.
Ольга Ансимова
Обсуждения
Новости партнеров
Новости