Главная Новости Политика Януш Онишкевич: «В Евросоюз нельзя быть приглашенным - туда надо пробиться»
commentss НОВОСТИ Все новости

Януш Онишкевич: «В Евросоюз нельзя быть приглашенным - туда надо пробиться»

19 октября 2004, 08:37
Поделитесь публикацией:
Януш Онишкевич: «В Евросоюз нельзя быть приглашенным - туда надо пробиться»

Заместитель председателя Европарламента Януш Онишкевич женился в 1983 году во время очередной "отсидки" в тюрьме, когда по всей Польше преследовали активистов антикоммунистической оппозиции.

Заключение брака, таким образом, происходило в тюремном заключении. Если быть точным, то в кабинете начальника тюрьмы.

Супруга пана Януша – внучка Юзефа Пилсудского, имеет архитектурное образование, занимается консалтингом в сфере дизайна жилья.

По словам нашего собеседника, его семье пришлось пережить трудные времена, но он очень счастлив в браке. Двое старших детей – студенты: дочка изучает этнологию, сын – менеджмент. Остальные трое еще учатся в школе.

- Пан Януш, каким образом ваша должность влияет на позиции Польши в Евросоюзе?

— Должен сразу сказать: основополагающий принцип Европарламента состоит в том, что там должны быть представлены интересы всех народов Европы, а не только той или иной страны. Поэтому в нем нельзя создавать фракции, представляющие отдельные государства. Фракции могут быть исключительно политические.

Наиболее важные из них четыре. Самая крупная – фракция христианских демократов и консерваторов. Вторая по величине – социалистическая. Третья, к которой принадлежу и я, – либерально-демократическая. И четвертая – фракция "зеленых". Есть и другие, не столь многочисленные.

Влияние нашей фракции настолько существенно, что ее позиция нередко оказывается решающей. Когда между социалистами и консерваторами обнаруживается разница взглядов по тем или иным вопросам, либеральные демократы голосуют то вместе с одними, то с другими. Например, на прошлой неделе в четверг мы определили итоги голосования по повестке дня – там был целый ряд резолюций по Ираку, по Грузии. Кроме того, именно голос либерально-демократической фракции стал решающим на выборах нынешнего главы Еврокомиссии.

— Как Европарламент оценивает нынешнюю ситуацию в Украине?

- Мы еще не обсуждали этот вопрос на пленарных заседаниях. Думаю, что это вскоре произойдет. Пока что "украинская проблема" находится на обсуждении в Комиссии по иностранным делам либо в политических группах. Понятно, что парламент Евросоюза очень обеспокоен ходом избирательной кампании, учитывая дискриминацию всех (во всяком случае – главных) кандидатов на должность президента, неодинаковый подход в освещении их деятельности средствами массовой информации, использование спецслужб и милиции против оппозиционных сил.

— Означает ли эта обеспокоенность то, что один кандидат предпочтительней для Европарламента по сравнению с другими?

— Думаю, что если бы провести анкетирование среди членов Европарламента, то оно определенно показало бы, что такое предпочтение существует. Но понятно, что Европарламент как политический орган не хочет вмешиваться в выборы, осуществляемые украинским народом. Хотелось бы только удостовериться, что они проходят свободно, без каких-либо манипуляций как в процессе избирательной кампании, так и непосредственно во время выборов и при подсчете голосов. Для этого Европарламент вышлет на Украину собственных наблюдателей.

Поэтому я скажу вам, что если нынешние выборы на Украине пройдут хорошо – в том смысле, что не будет никаких поводов для утверждений о крупных злоупотреблениях при их проведении – то Украина может очень легко добиться поддержки стран, которые соответствуют основным политическим критериям ЕС, как-то: демократическое государственное устройство, соблюдение прав человека, защита национальных меньшинств и т.п.

Естественно, надо позаботиться и о других вещах: привести экономику, систему судопроизводства и пр. в соответствие со стандартами ЕС. И сделать это не для ЕС, а для себя. Например, Евросоюз требует лучших стандартов для питьевой воды. И когда речь шла о внедрении этих стандартов в Польше, то я объяснял нашим гражданам, что это необходимо не для того, чтобы эту воду пили португальцы, а чтобы ее могли пить поляки.

Ведь не бывает так, чтобы Евросоюз приспосабливался к стране, которая хочет в него войти. Происходит все как раз наоборот. ЕС – это не то сообщество, которое стремится присоединять к себе другие страны. В него нельзя быть приглашенным – туда надо пробиться.

А для этого нужно желание и последовательность в своих действиях. Например, Польша до того как вошла в ЕС, была очень слабым государством. Мы подписали с Евросоюзом акт о содружестве в 1991 году и потребовались годы, чтобы убедить других членов ЕС, что Польша должна войти в него.

- И убедить самих поляков…

- Ну, в поляков как раз убедить оказалось легче, потому что политическая элита страны вся была за вхождение Польши в ЕС и НАТО. На Украине этого, к сожалению, нет.

— Хорошо, допустим, Украина будет принята в ЕС. Но сразу попросятся Грузия, Молдова…

— Ну, если Турция войдет в Евросоюз, то Грузия разве туда не попросится? (смеется). А Молдове еще нужно провести политические реформы…

- К тому же, глава Молдавского государства – коммунист…

— Так ведь и глава Польского государства – бывший коммунист. И прежний президент Литвы А.Бразаускас… Это не такая большая проблема.

Я не раз писал в польской прессе, что Евросоюз должен иметь перспективу расширения до границы с Россией. В нем есть место и для Беларуси. Но, конечно, не для Беларуси господина Лукашенко.

— Насколько эффективно, на Ваш взгляд, сам Евросоюз строил свои отношения с Украиной?

— Думаю, что западные страны недооценили необходимость предоставления Украине ясной перспективы и ясного сигнала, что она может войти в ЕС и особенно в НАТО. Это важно в том смысле, что условия вхождения в Североатлантический альянс гораздо легче — достаточно провести политические преобразования. Не надо приспосабливать под него ни судебную систему, ни фитосанитарные нормы.

- А повлияет ли победа того или иного кандидата на ускорение процесса вхождения Украины в ЕС?

— Если выборы выиграет господин Ющенко, то Украина, сдается мне, ясно определит свои политические приоритеты. И среди них будет также вхождение в ЕС. Если же выборы выиграет его основной противник, то боюсь, что ситуация может оставаться такой же неопределенной, как и сейчас. И это совсем не будет помогать нам, адвокатам Украины на Западе и в ЕС.

— Но не устала ли Польша быть адвокатом Украины, учитывая "сдачу" нефтепровода "Одесса-Броды", смену военной доктрины, антинатовские мотивы в избирательной кампании нынешнего премьер-министра Украины и пр.?

— Мы сожалели бы об этом только в том случае, если бы пришли к выводу, что вхождение в ЕС не в интересах ни Польши, ни Украины. Но нам кажется, что такой интерес есть. Во всяком случае Польша заинтересована в ЕС, и мы убеждены, что такой же интерес есть и у Украины. Исходя из этого, мы ведем диалог с нашими украинскими собеседниками.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!