Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Оранжевая Европа
Сегодня вся Европа знает, какого цвета события, происходящие в Украине. Поэтому дизайнеры, предложившие в качестве „фирмового цвета” Виктора Ющенко оранжевый, однозначно „попали в десятку”.
Это – модный цвет, это — цвет молодежи и изменений. Кроме того, это эмоции, которые резко контрастируют с синим цветом кампании Виктора Януковича, вероятно призванной символизировать покой и стабильность.
Сегодня оранжевый – популярный цвет в странах Центральной и Восточной Европы. Молодые люди Словакии, Венгрии, Эстонии и других стран, в первую очередь – Польши, цепляют оранжевые ленты, бантики, одевают оранжевые вещи. Померанцевый сегодня логотип у интернет-версии самой массовой и влиятельной польской „Газеты Выборчей”. С апельсинами приходят на работу депутаты польского Сейма, а депутаты Бундестага приносят мандарины.
“Нас – багато і нас не подолати!”
Впрочем, не одним „визуальним рядом” обеспечивается лидерство оранжевых. В отличие от сторонников Виктора Ющенко, господин Янукович не владеет слоганами, которые бы передавали идеологию протестов и легко подхвачивались толпой. Например, лозунг „Нас — багато і нас не подолати!” легко запоминается. Почти мгновенно на основе этого слогана была создана популярная песня.
В то же время он отображает содержание того, что происходит на улицах Киева, – протест призван продемонстрировать количество людей, народную массу, которая выступает на стороне Ющенко.
Другой слоган протестов, „Свободу не спинити/не подолати!”, очевидно, аппелирует к идее свободы выбора, невосприятия применения силы против человека.
Эти уличные лозунги протестующих в Киеве несут в себе намного больше смысловой нагрузки, чем банальное „Ющенко – Так!”, — официальный слоган предвыборной кампании. В этом их вклад в поддержку высокого уровня мобилизации „оранжевых”.
“Міліція з народом!”
Отдельно о „мессидже”, адресованном силовикам. Трудно переоценить значение позиции МВД, СБУ и Вооруженных сил. Например, в Сербии как раз позиция полиции и армии относительно неприменения силы против народа, который выступал за отстранение от власти Слободана Милошевича, стала ключевым фактором, который обусловил свержение режима сербского диктатора.
Поэтому в Украине очень важным обстоятельством является всеобщая миролюбивость демонстрантов по отношении к сотрудникам милиции. Девчата раздают спецназовцам цветы, что едва ли похоже на попытки „силового свержения власти”. Такие акции уже принесли определенные результаты. Например, в первый день осады Банковой родилось „Наші брати, опустіть щити!”. Как известно, лозунг сработал и щиты действительно были опущены.
“Донецьк, Донбас, приєднуйся до нас!”
Идеологи „помаранчевої” революции от начала делали акцент на мирном характере протеста и его общенациональном характере. Но на самом деле подтвердить истинность своих намерений им удалось только благодаря... штабу Виктора Януковича.
Виктор Федорович, привезши в Киев целые поезда своих сторонников, дал господину Ющенко в руки мощный идеологический инструмент. Его слова „привозите сюда побольше людей, мы их обогреем, накормим, оденем”, подкрепленные ТВ-картинками о мирных дискуссиях приверженцев обеих лагерей, резко контрастируют со скандальными заявлениями об „апельсиновом шабаше”, „оранжевой чуме”, „обкуренных агрессивных подростках”, которые звучат на митингах в поддержку Виктора Януковича на Востоке Украины.
В качестве противодействия команда Януковича довольно эффективно эксплуатирует ряд давних фобий донецкого края, в первую очередь угрозу западной экспансии и галицкого национализма (отсюда тезис, что „Донбасс не поставить на колена”). Кроме того, поднимаются давно закорененные в коллективном сознании (и потому действенные) советские мифы о Донбассе как „горняцком крае, который кормит страну”, „героическом крае” и т.п..
На фоне почти абсолютной поддержки этих идеологем искусственными и неискренними выдаются лозунги типа „Металурги Донбасса за Ющенко” , „Одещина за Ющенко” и т.п., которые можно увидеть на Майдане.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости