Главная Новости Политика Регионы на сцене и за кулисами
commentss НОВОСТИ Все новости

Регионы на сцене и за кулисами

8 декабря 2004, 11:36
Поделитесь публикацией:
Регионы на сцене и за кулисами

Исход второго тура президентских выборов стал зеленым светом для выхода регионов на общеполитическую политическую арену. И по форме с этим утверждением не поспоришь. Проблема, как всегда – в сути.

Наиболее активные жители регионов прибыли в Киев отстоять свою гражданскую позицию. Инициативы региональных лидеров рискуют перекроить конституционно определенное территориальное устройство страны – стать примером неписаной конституционной реформы в действии. Однако так ли это на самом деле? Ведь по факту регионы рискуют остаться инструментом в руках центральной власти, или того, что от нее осталось.

При взгляде на Майдан Независимости сегодня просто рябит в глазах от разнообразия мест, откуда прибыли активисты для защиты своего голоса и поддержки своего Президента. Пальму первенства в этом отношении по праву получает Западная Украина. Можно долго спорить о финансовой подноготной такой невиданной гражданской активности украинцев, доказывать наличие материальной поддержки организаторов мероприятия. С таким же энтузиазмом можно приводить примеры бескорыстного радушия киевлян, готовых накормить, обогреть и приютить новоприбывших единомышленников.

Бесспорным остается то, что жители даже отдаленных областей, присоединившись к политическому протесту в столице, способны влиять на политическую ситуацию в стране. Именно их активное участие в политическом протесте позволяет В.Ющенко на равных вести переговоры с официальным победителем президентской избирательной гонки и действующим Президентом. Именно благодаря их энтузиазму Украина вот уже вторую неделю пребывает в фокусе внимания международного сообщества.

Признание ряда областных, районных, городских и сельских советов Президентом Украины В.Ющенко фактически лишило решение ЦИК о признании победителем президентской избирательной кампании 2004 г. В.Януковича легитимности. Географически эти органы местного самоуправления охватили Центральную и Западную Украину – от Киевской до Закарпатской области. Более того, с целью координации их действий был образован Всеукраинский центральный исполнительный комитет местных советов.

Таким образом был создан прецедент, когда местное самоуправление, перешагнув этап извечного противостояния с местными администрациями, бросило вызов центральной власти. Их решения имеют мизерный юридический, правовой вес, но выбивают из-под ног центральной власти остатки народного доверия. Фактически имеет место претензия органов местного самоуправления перехватить как ресурсы влияния на умонастроения народа, так и механизмы государственного управления. Как иллюстрация, на первом чрезвычайном съезде Всеукраинского центрального исполнительного комитета местных советов обсуждались вопросы бюджетного процесса. Предлагалось составить бюджет, в котором были бы отражены интересы местных общин и где были бы гарантированы права органов местного самоуправления на формирование достаточных бюджетов. А это не что иное, как посягательство на правовую монополию исполнительной вертикали – как на местах, так и в центре.

Наиболее ярким заявлением регионов о себе стали сепаратистские инициативы ряда региональных лидеров. Первой такое требование сформулировала сессия Луганского облсовета. Местные депутаты под эгидой главы Луганской обладминистрации А.Ефремова заявили о намерении инициировать создание Юго-восточной республики. В то же день чрезвычайная сессия областного совета, избравшего председателем совета губернатора Е. Кушнарева, поручила ему обеспечить реализацию идеи создания в Украине Восточно-южной автономной Республики. Также Е.Кушнарев заявил, что готов взять на себя всю ответственность за судьбу Харьковской области. В свою очередь, Донецкий областной совет заявил о намерении провести референдум о создании Донецкой республики в составе федеративной Украины 5 декабря. Инициатива по проведению референдума о федеральном устройстве Украины была также высказана на Всеукраинском съезде народных депутатов и депутатов местных советов в Северодонецке. Там было более 3,5 тыс. делегатов из Крыма, Донецкой, Днепропетровской, Житомирской, Запорожской, Киевской, Кировоградской, Луганской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черкасской, Черниговской области, Киева и Севастополя.

Какие далеко идущие планы! Как серьезны обязательства взявших на себя такую ответственность (и, кстати, так скоро от них открестившихся)! Но это только на первый взгляд. Во-первых, экономическая подноготная восточного сепаратизма не выдерживает никакой критики. Вразрез заявлениям о том, что Донецк кормит всю Украину, по данным Президента Центра рыночных реформ В. Ланового, именно Киев вырабатывает больше ВВП, чем весь Донбасс вместе взятый. Возможность существования шахтерской отрасли поддерживается киевским центральным бюджетом на 6-7 миллиардов гривен. Во-вторых, правовое поле подобных инициатив очень расплывчато.

Подобные вопросы выходят за рамки компетенции местных референдумов и попадают под статьи 109 "Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти" и 110 "Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины" Уголовного Кодекса. Однако сепаратистские инициативы остались по факту безнаказанными.

Прокурор Харьковской области В. Синчук заявил, что "не усматривает в действиях Евгения Кушнарева уголовного преступления и уголовное дело возбуждаться не будет". По его словам, создание Юго-Восточной автономии незаконно. Однако в данном случае речь идет только об "обсуждении", а "обсуждать можно сколько угодно". Обращение В.Ющенко к генеральному прокурору Украины Г.Васильеву призвать нарушителей Конституции к ответу осталось без ответа. Верховная Рада Украины не поддержала проект постановления о предупреждении сепаратизма в Украине, который предлагал осудить любые проявления сепаратизма, отправить действующее правительство в отставку, отправить в отставку глав Донецкой, Луганской и Харьковской областных государственных администраций. За него проголосовали только 196 народных депутатов при необходимых для принятия решения 226 голосах. Этот документ не поддержали фракции провластного парламентского большинства и фракция коммунистов.

А раз ни экономических, ни политических оснований подобные инициативы не имеют, значит есть основания назвать его чистой воды отвлекающим маневром, разыгранным в интересах центральной элиты. Причина проста – создать информационный повод для отвлечения внимания от явно значимых вопросов – в частности, определения статуса победителя и побежденного на выборах Президента Украины. Ведь хронологически как раз в дни артикуляции сепаратистских инициатив приходились самые горячие политические баталии: начало переговорного процесса официальных победителя и побежденного в президентской гонке.

Итак, природа активной гражданской позиции украинцев еще ставиться под вопрос недоверчивыми и подозрительными согражданами; однозначность политических преференций местных советов может трактоваться как выход за рамки своих полномочий. Сомнений не вызывает лишь манипулятивный характер инициатив по сепаратизму. А это позволяет делать вывод о продолжающемся инструментальном использовании регионов (читай: региональных элит) центральной властью в своих интересах.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!