Главная Новости Политика Тех, кто не защищает права на интеллектуальную собственность, в ВТО не принимают...
commentss НОВОСТИ Все новости

Тех, кто не защищает права на интеллектуальную собственность, в ВТО не принимают...

9 марта 2005, 15:40
Поделитесь публикацией:
Тех, кто не защищает права на интеллектуальную собственность, в ВТО не принимают...

Народный депутат Сергей Осыка, один из “первопроходцев” на пути вступления Украины в ВТО, о возможности вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию.

В последнее время в Украине практически невозможно найти высокопоставленного чиновника (включая Виктора Ющенко), который бы не стремился ускорить вступление Украины в Европейский Союз, НАТО, Всемирную Торговую Организацию.

С учетом этого к ВТО – особое внимание. Чтобы разобраться, готова ли Украина к вступлению во Всемирную Торговую Организацию или по крайней мере каковы ее перспективы в этом плане, мы обратились к народному депутату Украины Сергею Осыке.

Дело в том, что Сергей Осыка еще в 93-м официально начал присоединение Украины к ВТО, как первый Представитель Правительства Украины в ВТО. На этой должности он пребывал вплоть до 99-го. Кроме того, с 1994-го по 2000 год представлял Украину на переговорах с руководством Большой Семерки и Большой Восьмерки по самым разным вопросам, например по вопросам закрытия Чернобыльской атомной электростанции. Он заключал первые значительные торговые соглашения Украины с Евросоюзом. Он был одним из главных авторов первых, еще в УССР (1991 год) внешнеторговых законодательных актов, некоторые из них работают до сих пор. Потому

- Действительно ли Украина готова к вступлению в ВТО уже в этом году?

- К вступлению в ВТО уже в этом году Украина практически готова. К экономическому вступлению в ЕС – еще нет, хотя бы из-за отсутствия членства Украины в ВТО.

- Что конкретно означает "практически готова"? Какие шаги уже сделаны и каких еще недостает?

- Рабочая группа ВТО по присоединению Украины, которая начала действовать с 1995 года, тщательно изучила все аспекты и компоненты торгового режима Украины. Подавляющее их большинство Рабочая группа признала отвечающими требованиям ВТО. Это, в свою очередь, означает, что подавляющее большинство законодательных актов Украины в торговой сфере, которые принимались с 1991-1992 годов и действуют поныне, корреспондируют принципам и правилам ВТО. За последние годы были заключены тридцать так называемых ВТОвских двусторонних протоколов с разными странами о взаимном облегчении доступа на торговые рынки и отдельно аналогичный протокол с Евросоюзом как самостоятельным членом ВТО. Образно говоря, девяносто процентов работы уже сделано.

- Что еще надо сделать, чтобы решить проблему оставшихся 10 процентов?

- То же самое, что и в позапрошлом, и в прошлом году. То есть, чтобы Украину приняли в ВТО в этом году, вопрос о вступлении Украины должен, в соответствии с ВТОвской процедурой, попасть в повестку дня ее высшего органа — Министерской конференции, которая состоится в конце 2005 года в Гонконге. Однако надо спешить, так как составление этой повестки дня, насколько я осведомлен, официально заканчивается где-то в середине мая.

- Мы можем успеть?

- Можем. Для этого правительство должно внести в Верховную Раду законопроекты, касающиеся изменений в действующие Законы, нормы которых противоречат нормам базовых соглашений ВТО. Кроме того, по этой же причине Правительству нужно отменить определенное количество Постановлений предыдущего Правительства. Это желательно сделать до двадцатого марта.

- Почему именно до двадцатого марта?

- Дело в том, что в конце марта будет очередное заседание официальной Рабочей группы ВТО по присоединению Украины. Все вопросы группа уже изучила. Остались только некоторые вопросы принципиального для ВТО характера, а именно о соответствии законодательства. Поэтому если Правительство хотя бы зарегистрирует законопроекты и отменит некоторые Постановления, то есть предпримет конкретные действия, то это станет положительным, а главное новым сигналом от Украины. Тогда и на заседание желательно ехать на уровне не ниже министра экономики. Если этого всего не будет, скажу откровенно: эффект работы нашей делегации будет низким.

- А кстати, о каких законах и постановлениях идет речь?

- Количественно их не так уж и много. По моей оценке, это около десяти Постановлений прошлого Правительства и около двадцати законопроектов. Важнее их качественная сторона.

Если в двух словах, то речь идет об устранении явной дискриминации в отношении отдельных видов трейдеров при перевозке ими определенных товаров. Надо в конце концов дать толк и постоянному вмешательству государства в ценообразование. Надо также восстановить, особенно в сфере налогового законодательства, нормальный режим торговли по правилу: если ограничиваем – то всех, если льготируем – то всех. Необходимо, кроме того, отменить искусственные ограничения на экспорт отдельных видов товаров. Дать толк часто глупейшим санитарным и фитосанитарным процедурам при осуществлении экспортно-импортных операций.

- Насколько это сложно сделать?

- Своевременно, до начала заседания Рабочей группы ВТО, сложно. Новое Правительство работает всего месяц. Даже отмена старых постановлений – это время, процедуры, работа. К тому же необходимо одновременное принятие новых Постановлений вместо этих старых. Определенный пакет законопроектов это тоже, я Вам скажу, немалый объем очень сложной работы.

Между тем есть и положительные сигналы. Правительство только что внесло в Верховную Раду законопроект о значительном системном снижении очень большого числа ввозных (импортных) тарифов на товары широкого потребления. К сожалению, этот законопроект был проголосован не в целом, а только в первом чтении. Не хватило всего девятнадцати голосов.

- А Ваша фракция как проголосовала?

- Фракция "Единая Украина" в полном составе сознательно поддерживала этот законопроект, голосовала за его принятие и в первом чтении, и в целом. Надеюсь, что мы к этому возвратимся на ближайшей сессионной неделе.

- Почему Вы, будучи очень хорошо осведомлены о всех этих вещах, раньше молчали? Вы же народный депутат!

- Никогда не молчал. Я работал. Например приложил немало усилий для принятия Верховной Радой двух Законов о противодействии легализации средств, полученных преступным путем. Это Законы системы FATF. Ведь оставление Украины в "черном списке" FATF полностью блокировало бы любые действия Украины в направлении ВТО.

Уже третий год на каждой сессии я делаю все возможное и невозможное, чтобы провести наконец законопроект о защите прав интеллектуальной собственности сообразно требованиям одного из базовых ВТОвских соглашений – Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС-ВТО). Главное за последние пять лет – я вместе со своими коллегами подготовил и издал четырнадцать различных учебников и специальных монографий по всем аспектам деятельности ВТО, включая перевод всех базовых соглашений ВТО, начиная с ГАТТ-94, на украинский язык. А это большая и для Украины уникальная база, на которой учатся студенты – будущие специалисты по ВТО и которую широко используют тысячи сотрудников соответствующих органов власти, которые прямо или косвенно причастны к ВТОвскому процессу Украины.

Только что внес на рассмотрение Верховной Рады Украины еще четыре законопроекта именно из того неотложного перечня, о котором я говорил раньше, а именно о защите национального товаропроизводителя со специальными мерами и дополнительными антидемпинговыми процедурами. А также проект новой редакции Закона "О внешнеэкономической деятельности". Он действует, между прочим, до настоящего времени, а я его прописал со своими коллегами еще в конце 90-го. Приняли его в апреле 1991 года, когда УССР еще была в составе СССР.

- Значит, не так уж и мало законопроектов...

- Да, однако должны все это сделать. Кстати, следует заметить, что их принятие позволит снять последнюю, самую серьезную проблему по ВТО, а именно заключить ВТОвский протокол с США.

- Можно хотя бы очередь сделать? Ведь некоторые законопроекты, наверное, более важны, остальные – менее?

- Конечно. Один, наиболее, так сказать, "знаковый", — это законопроект о защите прав интеллектуальной собственности в сфере торговли разнообразными видами объектов прав интеллектуальной собственности, содержащихся на лазерных дисках, — кинофильмы, спектакли, пение, клипы, художественные изображения и т.д. и т.п. (DVD,CD, компьютерные программы и т.п.).

- Почему именно он?

- Торговля, касающаяся прав интеллектуальной собственности, в современном мире достигает около триллиона долларов США в год. Поэтому для всех стран – членов ВТО, а в особенности для лидеров мировой торговли в этой сфере – США, ЕС, Канады, Японии, Индии, Мексики, Бразилии – стратегически принципиальным является вопрос о практическом отношении страны – кандидата в ВТО к соглашению ТРИПС – ВТО. То есть это не есть какое-то особое требование к одной Украины.

Так случилось, что в последние лет пять в Украине действует очень либеральное законодательство в этой торговле. За так называемое "пиратство", даже массовое, по действующему законодательству практически отсутствует уголовная ответственность (в отличие от стран – членов ВТО), а административная ответственность – штрафы и т.п. носит, в особенности для "пиратов" — профессионалов с их сверхприбылями, символический характер.

Поэтому у нас это "пиратство" приобрело массовый характер. Страна завалена поддельными (то есть украденными объектами чужой интеллектуальной собственности) DVD,CD, компьютерными программами.

В то же время наш официальный легальный национальный товаропроизводитель, например предприятие "Росток", прилагает неимоверные усилия, чтобы выстроить свой бизнес, покупая права на интеллектуальную собственность, платя налоги и различные сборы. Поэтому конкурировать легальному товаропроизводителю в "пиратском" море подделанных DVD,CD, компьютерных программ практически невозможно.

И вдобавок крупные "пираты" из некоторых соседних стран, учитывая то, что в этих странах соответствующее законодательство согласно требованиям ТРИПС — ВТО жесткое, предусматривает серьезную и криминальную, и административную ответственность, "слили" свое производство "черной" продукции на территорию Украины. И они не только дополнительно заваливают рынок Украины контрафактным товаром, а еще и вывозят его в другие страны. Трюк заключается в том, что при расследованиях в этих странах (а ищут в первую очередь "черного" производителя) регулярно выясняется, что следы ведут на территорию Украины. Таким образом, к правительствам этих стран претензий нет, претензии трансформируются к Украине.

Из-за непринятия соответствующих поправок в законодательство в этой сфере фактически заблокированы переговоры с США о вступлении Украины в ВТО, тормозится нормальная деятельность Рабочей группы ВТО по Украине, на это постоянно обращают внимание разные члены ЕС и т.д.

Понятно, что существуют и другие проблемные вопросы, о которых я уже говорил. Но без окончательного решения этого вопроса в этом году мне тяжело увидеть вступление Украины в ВТО до конца 2005 года.

Вместе с тем принять этот Закон будет сложно. Как показал почти трехлетний опыт лобби "черного" рынка DVD,CD, компьютерных программ – это серьезная сила.

Между тем принятие этого законопроекта еще до визита Виктора Ющенко в США (первая декада апреля) очень бы облегчило Вашингтону проблему предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой, не говоря уже о подписании ВТОвского протокола. После его подписания можно считать, что мы уже в ВТО.

- Предполагаете ли Вы сложности с прохождением других законопроектов?

- Во-первых, эти законопроекты еще не внесены, а только готовятся. Во-вторых, обсуждение будет очень горячим.

- Сергей Григорьевич, Вы все время говорите о вступлении Украины в ВТО как о чем-то уже само по себе решенном. А ведь еще неизвестно, выгодно или невыгодно самой Украине ее присоединение к ВТО. У нас на эту тему уже больше десяти лет ведется очень активная, а часто и жесткая дискуссия, в том числе и между различными политическими силами. Эта дискуссия, кстати, нередко достигает и уровня Верховной Рады Украины.

- Я много лет очень хорошо осведомлен об этой дискуссии, к тому же, как говорят, на опыте своей собственной шкуры. Кем меня только не называли: и "чикагским мальчиком", и "терминатором национального производителя", и "наемником" Вашингтона, Брюсселя и Тель-Авива, и даже "предателем" Украины.

Поэтому в очередной раз втягиваться в эту дискуссию не буду. Дам просто некоторые параметры, а там пусть люди думают и решают сами.

Сегодня членами ВТО являются сто сорок восемь государств мира. Присоединяются к ВТО тридцать два государства, в том числе Украина. Из этих тридцати двух государств только восемь стран имеют объемы внешней торговли, заметные в мире, то есть достигающие хотя бы одной десятой процента мировой торговли. Среди этих восьми, к счастью, есть и Украина.

Между тем совокупный внешнеторговый оборот этих восьми стран составляет всего 3,2 процента от совокупной мировой торговли стран — членов ВТО. И вдобавок из этих 3,2 процента почти 2,2 процента приходится только на две страны из этих восьми стран – это Россия и Саудовская Аравия с их огромным экспортом газа, нефти. И только один процент остается другим шести странам. В этот раз, уже к сожалению, Украина входит в эту "шестерку", поскольку имеет всего 0,29 процента от мирового торгового оборота.

И еще напомню общеизвестный факт, который уже не требует доказательств. Украина очень зависит от своего экспорта. И еще больше Украина зависит от своего импорта. То есть Украина очень зависит от эффективности своей внешней торговли.

В свою очередь внешняя торговля Украины вне границ системы ВТО, то есть вне правил игры всего торгового мира, может быть эффективной только временно, в зависимости от мирового спроса. Никаких уникальных товаров, которые нельзя найти в других странах, у нас нет и в ближайшие годы не будет, так как имеем такую структуру производства, которую имеем. И за десять лет ее не изменить.

Поэтому, если кто-то в Украине хочет вместе с Йеменом, Бутаном и Таджикистаном построить какой-то новый мировой торговый порядок, то, как говорят, флаг им в руки....

- Но ведь столько лет жили без ВТО, и вроде никакой драмы...

- Мы как-то жили и в составе СССР, а до того — Российской и Австро-Венгерской империи. Я убежден, что надо жить не как-то, а хорошо. Если сегодня есть шанс начать жить качественно лучше, не воспользоваться им это по меньшей мере неразумно.

Членство Украины в ВТО уже в этом году позволит в конце концов Украине, Евросоюзу, США, Канаде и другим странам мира заключить между собой полноценные, равноправные торговые соглашения. Потому что сейчас мы имеем ситуацию, когда все этого политически хотят, а юридически не могут. В результате "стояк". Членство в ВТО его снимает, а вместо "стояка" предоставляет нам возможности мощного развития.

В конце концов членство в ВТО это первая реальная отправная точка начала конкретных переговоров Украины с Брюсселем о ее экономическом членстве в Евросоюзе. Кроме того, членство в ВТО – это четкая, сильная, современная позиция Украины в дальнейшем развитии так называемого Единого Экономического Пространства. Формула "Украина – член ВТО, Россия, Казахстан, Беларусь – страны, которые присоединяются к ВТО" придают принципиально новый формат переговорам Украины о ЄЕП исключительно на основах принципов, механизмов, процедур ВТО.

Поэтому, если кто-то в Украине желает все это снова откладывать на годы, я точно не с ними. А тем, кто этого желает, снова-таки флаг в руки...

- Сейчас в СМИ есть различные точки зрения на завершение в этом году ВТОвского процесса Украины. Какие из них Вы разделяете, какие нет и почему?

- Те точки зрения, которые я знаю, внешне за завершение вступления Украины в ВТО в 2005 году. Хотя тезис о мудрости и осторожности при заключении заключительного протокола вступления Украины в ВТО я разделяю. Разделяю, понимая, что, грубо говоря, девяносто процентов этого протокола уже есть.

В то же время некоторые тезисы меня очень беспокоят. В особенности тезис о необходимости ревизии новым правительством ВТОвских протоколов Украины. Он очень опасен. В особенности потому, что внешне подается якобы в пользу нового Правительства. Мол, вы новое и правильное Правительство, до вас были неправильные Правительства. Что они там назаключали в тридцати ВТОвских протоколах, надо проверить, ревизовать. Сделайте это, а мы будем Вам аплодировать.

Самая большая опасность этого даже не в том, что это очевидная политическая ловушка для нового Правительства – начни ревизию одного протокола, автоматически включаются переговоры по всем другим, и членство в ВТО со всеми отрицательными последствиями переносится еще на два-три года.

Самая большая опасность в том, что эту позицию формируют представители отдельных монополистов (не природных). Это сотни миллионов долларов ежегодно. А в перечень неотложных законопроектов, о котором я рассказывал раньше, входят законопроекты, которые в случае их одобрения очень ограничат вышеназванные монополии. Именно по этих "границам" уже начинается тихая и неявная, но жесткая борьба в вопросе срока вступления Украины в ВТО.

Выступление от Украины первого Специального Представителя Правительства Украины в ГАТТ С.Осыки на межгосударственной конференции в городе Маракеш (Марокко) — одной из крупнейших межгосударственных конференций в истории мира, в которой принимали участие Главы государств и представители Правительств 123 стран, а также делегации свыше 30-ти наиболее влиятельных международных организаций (12-15 апреля 1994 г.)

На конференции в Маракеше была окончательно принята новая "Конституция" мировой торговли — Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле 1994 года и устав Мировой организации торговли.

Эта дата — день завершения конференции, 15 апреля 1994 г. — считается временем официального рождения Всемирной торговой организации.

Первая Министерская конференция Всемирной торговой организации, Сингапур, 9-13 декабря 1996 г. По Уставу ВТО – министерская конференция ВТО – ее высочайший орган, который заседает один раз в три года.

В работе конференции приняли участие делегации 170 стран — членов ВТО и стран, которые присоединяются к ВТО.

На этой конференции торговый режим Украины представлял Специальный Представитель Правительства Украины в ВТО — С.Осыка. За 5 дней, в течение которых продолжается конференция, украинская делегация провела переговоры с членами правительства 65 стран мира.

Еще в декабре 1993 г. Украиной было сделано Заявление о присоединении к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (далее — ГАТТ) на пленарном заседании постоянно действующей с 1947 г. межгосударственной конференции с аналогичным к Соглашению названием ГАТТ. К тому времени членами Соглашения и Постоянно действующей межгосударственной конференции были 123 страны. Через год ГАТТ превратилась в ВТО.

На фото одна из первых встреч Питера Сазерленда, последнего в истории ГАТТ ее Генерального Директора и первого Генерального Директора в истории ВТО со Специальным Представителем Правительства Украины в ГАТТ Сергеем Осыкой сразу после объявления и рассмотрения заявления Украины о присоединении к ГАТТ (в будущем – ВТО) (декабрь 1993 г.)

Встреча с Сэром Лионом Британом, Вице-президентом Европейской комиссии по вопросам внешней торговли и работы по ВТО. Первое большое торговое соглашение Украины с Евросоюзом уже заключено.

Одна из рабочих встреч С. Осыки с вторым в истории ВТО её Генеральным Директором Ренато Руджеро



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!