Памятник УПА как тест на синдром народного иммунодефицита

Поляки и украинцы столкнулись с одной и той же проблемой. Первые вышли с честью.

Рождение памятников – акт символический. Как всякий символ (тризуб, звезда, свастика), он способен подвигнуть на многое; причем как хорошее, так и плохое. Поэтому памятники часто становятся лакмусовой бумагой морального (можно даже сказать –психического) здоровья. Отдельного человека, нации, страны.

В этом году абсолютно идентичный тест на зрелость прошли две страны: Украина и Польша. Результаты оказались прямо противоположными.

Украина. Памятник с дистанционным управлением

Сегодня в 2 часа дня в Симферополе коммунист Леонид Грач откроет памятник Жертвам ОУН-УПА.

В центре столицы Автономии, на площади Советской, будет установлена скульптурная композиция "Выстрел в спину" — работа крымского скульптора Евгения Яблонского, которую он безвозмездно передал движению "Родина". Памятник создан на средства, собранные крымчанами в виде пожертвований и коммунистами Украины.

На монументе "Выстрел в спину" изображены две фигуры: женская и мужская. Женская фигура, символизирующая женское начало продолжательницы и хранительницы жизни, пытается удержать сползающее тело мужчины, "смертельно пораженное предательским выстрелом в спину".

Идея памятника поражает воображение. Можно, конечно, задавать риторические вопросы, как-то:

- были ли воины ОУН-УПА в период с 1939 по 1945 год в Крыму?

- почему столь скандальный проект решили открыть за две недели до выборов, да еще в день начала работы Саммита "Украина-ЕС"?

- Какую цель преследуют коммунисты? Если - увековечить память погибших во время Второй мировой войны советских граждан, то памятники этим героям уже 60 лет стоят по всей Украине.

Ответы на эти вопросы слишком уж очевидны. Проблема в другом: почему открытие памятника происходит практически в полной тишине?

Не слышно голосов ни Гаранта Конституции (ст.2), ни политических лидеров, ни "моральных авторитетов нации", ни прокуратуры.

И это при том, что в 2004 году мы уже позволили измарать нашу общую ценность, которая называется ЦЕЛОСТНОСТЬ Украины.

Ответ на этот вопрос также печально очевиден. Леонид Грач (как и любой политик в нашей стране) уверен в своей безнаказанности за непрямой подрыв унитарности государства. А Гарант и стражи порядка четко придерживаются одного из основополагающих национальных принципов: "моя хата с краю – нічого не знаю".

Что же касается элиты, то, видимо, за последнее годы она уже осознала свое место, и потому ушла на кухни - тихо роптать о засилии серости.

Польша. Элита оказалась здоровой.

Похожие вопросы в марте этого года (в аккурат перед 60-летием операции "Висла") задавала польская элита.

Тогда Общепольский Комитет Строительства Памятника Жертв Геноцида ОУН-УПА против Населения Польских Восточных Регионов (Ogólnopolskiego Komitetu Budowy Pomnika Ofiar Ludobójstwa Dokonanego przez OUN - UPA na Ludności Polskiej Kresów Wschodnich) получил предварительное согласие городского совета на установление памятника Жертвам УПА в Варшаве.

Польский памятник мог быть "покруче" крымского, так как изображал трупы детей, привязанных колючей проволокой к 5-метровому бронзовому дереву с крыльями вместо ветвей.

Автор памятника – краковский скульптор Мариан Конечны (Marian Konieczny), который ранее создал памятники Ленину в Новой Хуте и Папе Яну Павлу II в Лихеню (Польша) – утверждал, что идею постамента ему подсказала фотография, сделанная в 1943-44 годах на окраине села Козова на Тернопольщине.

Интеллектуальная элита Польши тогда задалась вопросом: хотят ли инициаторы памятника увековечить невинные жертвы? Или же их цель - разжечь ненависть?

Под Письмом-Обращением, которое инициировала советник Президента Польши по украинским вопросам Богумила Бэрдыховска, подписалось 130 ученых, политиков, артистов, среди которых много имен знакомых и нам: Бронислав Гэрэмэк, Януш Онышкевич, Анджей Вайда, Северин Блюмштайн, Данута Куронь, профессор Осятынски.

Они написали о том, во что верят, а именно: что депутаты Варшавы, "понимая, как много труда стоит строительство общественного доверия, не допустят, чтобы подвергся надругательству труд многих людей доброй воли, которые изо дня в день приближали польско-украинское объединение".

Письмо это наделало немало шуму. Была произведена экспертиза фотографии, ставшей прообразом для памятника скульптора Конечны. Выяснилось, что фото было сделано не в 1943, а в 1923 году. На нем были изображены цыганские дети, замученные собственной сумасшедшей матерью, мужа которой арестовали...

Памятник в Варшаве так и не поставили.

Вывод один, и для украинцев он нерадостен. На сегодня Польша имеет здоровое общество и захворавшую (что подтвердил их политический кризис) власть. В Украине же тяжело больны и власть, и общество.

Диагноз болезни звучит примерно так: Синдром Народного Иммунодефицита (СНИД). Кто и как будет лечить эту болезнь – неизвестно.