Главная Новости Политика НКРС готовится собрать с операторов двойной урожай
commentss НОВОСТИ Все новости

НКРС готовится собрать с операторов двойной урожай

9 октября 2007, 12:40
Поделитесь публикацией:
НКРС готовится собрать с операторов двойной урожай

Национальная комиссия регулирования связи пытается вынудить операторов вначале заплатить несколько сотен миллионов за освобождение частотных диапазонов, а потом — еще и за лицензии.

Вот уже несколько лет в недрах НКРС продолжаются незаметные для рядового обывателя маневры. Одни частоты легко раздаются направо и налево, другие же, "самые интересные", остаются под запретом к выдаче, поскольку ждут так называемой конверсии.

Этот процесс хорошо известен нашим гражданам со времен перестройки, когда конверсия охватила тысячи военных предприятий, вынужденных с сокращением заказов переходить на производство пылесосов, магнитофонов, троллейбусов и утюгов. В итоге большая часть из них пришла в состояние полного упадка. При этом некоторые из предприятий, работающих в сфере производства радиотехнического оборудования, могли бы сейчас резко увеличить количество заказов благодаря поставкам оборудования новых стандартов. Но речь сейчас не об этом, а о финансовой тактике НКРС в отношении распределения освобожденных в ходе конверсии частотных диапазонов.

В данном случае конверсия радиочастотного ресурса подразумевает перевод определенных диапазонов из военного в гражданское пользование. Нет нужды говорить, что теоретически этот процесс – на руку как НКРС, так и Интернет-провайдерам, а также операторам мобильной связи. Развитие технологий дает великолепные возможности для дальнейшего разворачивания работы операторов МС, а также Интернет-провайдеров — для предоставления беспроводного широкополосного доступа. Это позволит подключить к телефонной связи всех желающих и в течение нескольких лет охватить всю страну скоростным радиосетями с предоставлением доступа в Интернет самых удаленных районов, школ, библиотек и всех желающих. В то же время приход новых игроков позволит увеличить доходную часть бюджета и уже сегодня резко увеличить поступления после проведения открытых честных аукционов по продаже частотных диапазонов.

Эти действия уместно сравнить с аукционами по продаже стратегических объектов. С одной стороны, можно задешево продать крупное предприятие своим родственникам или спонсорам политической силы, вследствие чего бюджет недосчитается сотен миллионов гривен. А можно — выставить на прозрачном аукционе, где несколько участников, перебивая друг друга, поднимут продажную стоимость.

Вот и с диапазоном 2,1 гигагерц, "в рамках" которого планируется предоставление мобильной связи по стандарту UMTS (3G для GSM), — похожая картина.

Самый "жирный" кусок без конкурса, но за 142 млн. грн., получил "Укртелеком". Его 3G-сеть обоснуется на трех участках по 15 мегагерц каждый (в сумме 45 мегагец): 1935-1950, 2015-2020 и 2125-2140 МГц. Еще три оператора получат по 30 мегагерц на участках: 1920-1935, 1950-1980, 2110-2125 и 2140-2170 МГц. В конкурсе собираются принять участие 4 мобильных оператора (все GSM-операторы кроме "Голден Телекома").

Последние шаги НКРС вкупе с Кабинетом Министров направлены на то, чтобы заставить операторов сначала заплатить за конверсию, при чем они сами должны подготовить финансовые предложения.

Согласно статье 22 Закона Украины "О радиочастотном ресурсе Украины", Кабинет Министров Украины может привлекать дополнительные внебюджетные средства на проведение конверсии, и 1 августа 2007 года Кабинет Министров Украины Постановлением №993 утвердил Порядок привлечения дополнительного внебюджетного средства для проведения конверсии радиочастотного ресурса Украины в полосах радиочастот общего пользования.

В НКРС считают, что "положительными следствиями принятия постановления Кабмина является возможность провести в определенный срок конверсию радиочастотного ресурса Украины, не привлекая бюджетных средств, возможность своевременного внедрения новых радиотехнологий, обеспечение населения современными телекоммуникационными услугами, создание дополнительных рабочих мест, обеспечение поступлений в Государственный бюджет Украины средств за счет выдачи новых лицензий и сборов за пользование радиочастотным ресурсом Украины".

Начальник управления радиочастот НКРС Сергей Сарапулов считает, что сегодня всем известно, что за конверсию придется платить. "Субъектом конверсии выступает Министерство обороны Украины. Оно будет предоставлять, в каких полосах какое оборудование у них работает, сколько стоит просто перенастроить оборудование, если это возможно, на другие частоты, сколько стоит выключить это оборудование, где инсталлировать и утилизировать потом. Сдать, грубо говоря, в металлолом. Будут представлены расценки, официальные документы, в которых будет выбираться оптимальная цена", — говорит он.

С этим, однако, не совсем согласны операторы, желающие получить лицензию. Цена выше 100 млн. долл., которую пытается "запустить" НКРС, их откровенно пугает.

"На данный момент финальные условия тендера в Украине еще не оглашены, и нам, конечно, необходимо дождаться окончательного решения правительства. Но те оценки, которые озвучивались официальными лицами на сегодняшний день, кажутся завышенными и необоснованными. Ведь выдача лицензии – это только первый шаг, и после получения лицензии операторам придется инвестировать значительные суммы в строительство сети", — говорит начальник отдела по связям с общественностью "МТС-Украина" Виктория Рубан.

Расчеты аналитиков "МТС-Украина" показали, что обоснованная стоимость лицензии UMTS для Украины будет на уровне 39 млн. долл. При расчете этой цифры использовалась модель подсчета стоимости, в которой, среди прочего, учитывались и такие факторы, как ВВП страны на душу населения, проникновение мобильной связи и ARPU.

При расчете стоимости лицензии учитывалось, что Украина занимает одно из последних мест в Восточной Европе по уровню валового национального продукта на душу населения. Также в Украине один из самых низких в регионе ARPU мобильных пользователей.

"Учитывая эти факторы, можно сделать вывод о том, что срок окупаемости проекта в украинских условиях может быть длиннее, а риски выше, чем в других странах Восточной Европы, — считают в МТС. — Также хотелось бы отметить, что высокая стоимость лицензии отвлечет инвестиционные ресурсы операторов и замедлит внедрение технологий (которые Украина и так запускает одной из последних), а также затормозит развитие спроса на новые услуги".

Исходя из опыта других стран, трудно проследить какую-то закономерность в отношении того, за сколько выгоднее продать лицензию. Очевидно, свою роль сыграло время продажи. Если раньше лицензии продавались значительно дороже, то со временем в новых странах их стали продавать дешевле. К этому времени стали хорошо известны плюсы и минусы новой технологии, на "нет" сошел и ажиотаж от первых продаж. В России в этом году лицензии были проданы и вовсе за 100 тыс., что является рекордно низкой ценой. Максимальная же стоимость лицензии в Восточной Европе была для оператора Pannon GSM — 104 млн. долл. Но в Венгрии ARPU у операторов – 25 долл., а в Украине – 6,4 долл.

Выходит, что чем дальше, тем труднее будет государству обосновать высокую стоимость лицензии. То же касается конверсии. Если в России ее могут провести бесплатно, то почему в Украине – нет?

"С распадом СССР в странах СНГ остались абсолютно одинаковые Вооруженные силы. За это время никто не делал инвестиций в модернизацию ракетных войск или войск ПВО. А дальняя авиация и аэродромы в Украине вообще закрыты", — говорит президент компании "Киевстар" Игорь Литовченко.

Операторы согласны на ту же цену, что уже заплатил "Укртелеком" (около 30 млн.долл.). "Мы готовы платить, мы хотим освобождать частоты, потому что это необходимо для нашего бизнеса. Но все должно быть абсолютно прозрачно. Если это стоит столько, то объясните почему", — замечает Литовченко.

Нужно искать другие источники финансирования армии, а не стараться заработать на новых технологиях, что потом неизбежно ударит по миллионам абонентов, считает аналитик агентства HiTech.Expert Владимир Москалец.

"Сейчас государству необходимо максимально быстро очистить диапазоны и провести прозрачный аукцион, где бы приняли участие все четыре оператора, со стартовой ценой "Укртелекома" (30 млн.долл.) или даже ниже, поскольку за этот период у "Укртелекома" было стартовое преимущество", — считает эксперт.

С мнением г-на Москальца нельзя не согласиться. Сегодня на три лицензии есть четыре претендента, поэтому цена лицензии неизбежно вырастет. Зато процесс будет максимально прозрачен, что будет приветствоваться и европейскими структурами. Тогда государство сможет максимально быстро получить доход в бюджет, а операторы – начать развивать сети 3G.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!