Буддистов на Луганщину пускают "со скрипом"
Чтобы построить на территории бывшей свалки буддистский храм, монахам впору звать на помощь самого Сиддхарту.
Украинские буддисты после нескольких лет непрерывных "боев" с местными властями получили в аренду 1 гектар земли для постройки уникального Парка духовной культуры Ненасилия и сооружения в нем Священного Кургана - Ступы мира. Случилось это в Луганской области. Теперь последователи Будды либо воплотят все задуманное и привлекут на депрессивную территорию паломников и туристов - либо же падут жертвами сопротивления бюрократов и некоторых представителей православия.
Инициатор создания на Луганщине буддистского парка и храма, монах Роман Турчин, добивался от властей региона разрешение на аренду земли под постройку в течение 2,5 лет. Решение проблемы оказалось делом непростым. Депутаты Луганского облсовета принимали решение о предоставлении земли буддистам в несколько заходов. В первый раз вопрос был вынесен на сессию 12 октября этого года, переголосовывался два раза, но положительного для буддистов результата так и не последовало. Впрочем, уже на следующей сессии, неделю спустя, депутаты изменили гнев на милость. Но такая перемена взглядов слуг народа произошла не столько от осознания необходимости постройки в области уникального храма, сколько под влиянием благосклонно настроенных к буддистам председателя Луганского облсовета Валерия Голенко и губернатора Луганщины Александра Антипова.
При этом главной противницей появления культового сооружения буддистов в области стала глава постоянной комиссии по земельным вопросам Луганского облсовета, регионалка Валентина Ткаченко, не желавшая "пропускать" данный вопрос на сессию из-за своих религиозных взглядов. Несмотря на статью 35 Конституции Украины, гарантирующую гражданам свободу вероисповедания, депутатская комиссия не хотела предоставлять право аренды земли из-за того, что буддизм - якобы не традиционная для Украины религия. "Ткаченко настраивала перед сессией депутатов, - рассказывает Роман Турчин. - Говорила, что буддисты занимаются жертвоприношением. Когда я на встрече с председателем облсовета Голенко рассказал об этом, он очень удивился, что депутаты так реагируют, и что Ткаченко, образованный человек, говорит такие вещи".
Удивлены были и некоторые другие депутаты облсовета. Так, БЮТовец Вадим Даниелян не скрывал разочарования от поведения своих коллег "Почему у нас в области строятся мечети, синагоги, христианские храмы, а буддийский парк нельзя? У нас ведь должны быть представлены все конфессии. В Украине и России подобных парков нет, такой парк есть только в Италии. Он мог бы стать изюминкой Луганской области, но наши депутаты этого не поняли, не прочувствовали", - заметил он после первой сессии, когда депутаты отказали буддистам.
Против построения буддийского храма выступают и представители православной церкви на Луганщине. Настоятель храма Великомученика Дмитрия Солунского Луганской епархии (Украинская православная церковь) отец Олег считает, что Украина является колыбелью православия, и поэтому построение буддийских храмов здесь неуместно. "У нас в стране никогда не было другой веры. Это в последнее время они (представители другой веры – ред.) стали появляться. Нация теряет свою веру. Как говорил Шевченко, "славних прадідів великих - правнукі погані"", - высказал свое мнение настоятель.
Тем не менее, первые лица региона считают иначе. По мнению председателя облсовета Валерия Голенко, Луганщина всегда была интернациональной областью, где уважали все вероисповедания, и разрушать этот имидж было бы неразумно.
Свою позитивную роль сыграло и обращение буддистского ордена "Махасангха Ниппондзан Меходзи" к президенту и правительству Украины с просьбой о помощи.
И все же выделение в аренду неказистого земельного участка - это еще не happy end буддистской эпопеи. Впереди – проведение земельных замеров, составление и утверждение проекта храма, поиск архитектора, открытие счета для сбора средств на строительство и многие другие прелести украинской бюрократии.
Участок земли, который продолжительное время отстаивала часть депутатского корпуса, расположен на правом берегу Северского Донца, в районе села Паньковка, и, пока им не заинтересовались буддистские монахи, представлял собой обычную мусорную свалку. Даже начальник областного управления земельных ресурсов Петр Милехин признает, что участок, выделенный под храм, не пригоден для сельскохозяйственных работ. "Эта территория имеет качественные показатели - это поймут специалисты - в 16 баллов при 100-бальной системе учета качества земель. То есть этот участок имеет продуктивность в 2 раза хуже нормы", - рассказал он.
Любопытно, что участок этот буддистский орден выбрал необычным способом. "В Луганских степях сохранился дух скифов. Скифы сооружали курганы, которые являлись не просто могилами, а сакральными местами, в которых живет дух памяти. Я путешествовал вместе с луганским археологом по Донбассу. В Панькове - идеальное место для духовной практики и создания храма, там находится скифский древний курган", - отметил буддийский монах.
Сам же храм (или Ступа Мира), который буддисты намерены возвести в Панькове, будет представлять собой монолит без дверей, высотой 20 метров. В основу храма будет заложена частичка тела Будды, который перед смертью завещал своим последователям строить такие храмы по всему миру. "Ступа мира – это символ духовной связи поколений и гармонии, который находится вне религиозных школ. Он универсальный", - объясняет Роман Турчин.
Луганские буддисты также не исключают, что этот храм станет местом паломничества буддистов со всего мира, так как на постсоветском пространстве подобного культового сооружения еще нет. "В России было бы лицемерием создавать Ступу мира, учитывая события в Чечне", - добавил он.
В Украине и раньше предпринимались попытки создать подобный храм - в частности, на Харьковщине. Но, говорят монахи, они столкнулись с репрессиями со стороны местных властей. "В Луганской области справедливость восторжествовала. Но мне пришлось столкнуться с непониманием. Все делается очень долго и трудно. Я сразу говорил чиновникам, что я взяток давать не буду, потому что не хочу такое духовное дело пачкать деньгами. На меня смотрели с непониманием", - пожаловался Роман.
По всей видимости, это непонимание будет еще долго сопровождать строительство парка и храма.