Главная Новости Политика Архитектор Георгий Духовичный: Подлинная архитектура Киева уже стала раритетом
commentss НОВОСТИ Все новости

Архитектор Георгий Духовичный: Подлинная архитектура Киева уже стала раритетом

17 января 2008, 08:25
Поделитесь публикацией:
Архитектор Георгий Духовичный: Подлинная архитектура Киева уже стала раритетом

"Дети, которым сейчас по пять – семь лет, вырастают в этой среде. Подлинной архитектуры Киева они просто не видели. Подлинную архитектуру Киева надо искать – это уже раритет…"

В интервью "proUA" вице-президент Киевской организации Национального Союза архитекторов Украины, действительный член ICOMOS Украины (организация ЮНЕСКО по охране исторических памятников) Георгий Духовичный рассказал о современной застройке Киева, которая часто проводится в нарушение законодательства об охране культурного наследия. Причем, по мнению нашего собеседника, нарушают именно те, которым по закону положено защищать.

– В статье для "Зеркала недели" в конце мая минувшего года вы утверждали, что заповедник "Древний Киев" превратился в некую биржу по торговле недвижимостью и земельными участками…

– Да, утверждаю. На фоне многолетнего и полного отсутствия системной работы по охране и реставрации заповедной среды Киева, отсутствия формализации охранных зон объектов культурного наследия и их ареалов, что по Закону Украины "Об охране культурного наследия" является основной обязанностью местных органов охраны культурного наследия, на территории Национального историко-архитектурного заповедника "Древний Киев" ведутся постоянные активные действия. Там расчищают земельные участки от объектов аутентичной исторической застройки для последующего масштабного нового строительства. Все это доказывает, что охрана культурного наследия не входит в сферу служебных приоритетов действующего руководства КГГА вообще, его Главного управления охраны культурного наследия и дирекции Национального историко-архитектурного заповедника "Древний Киев" в частности.

Уже более двенадцати лет весь штат Главного управления и Научно-методического центра при нем мобилизован на подготовку незаконных "Условий на проектирование". Они навязывают заказчикам и инвесторам набор коррупционных схем проектно-согласовательного процесса, обуславливающих кандидатуры послушных исполнителей-проектировщиков, обязывающихся блюсти абсурдную и аляповатую псевдоисторическую стилистику новоделов. Главный аргумент начальника ГУ Руслана Кухаренко в процессе приема заказчиков – этим согласую, а тем – никогда! Прямо "троекуровская псарня" с "барским гневом и любовью", с дрожью в коленках… Вот только как это "люблю – не люблю" и "хочу – не хочу" согласуется с Законом Украины "О государственной службе", и не заигрался ли господин Кухаренко при попустительстве своих покровителей в "гневливого чиновника"?

При демонстративном бездействии городских структур часть заповедных территорий доведена до полного упадка и состояния пустыря. Другая часть при их же активном участии и инициативе перестроена до полной неузнаваемости. Здесь построено настолько много псевдоисторических новоделов-переростков, что сегодня они уже преобладают на улицах исторического Киева.

– О каких именно новостройках вы говорите?

– Боричев Ток, 23А, Андреевский спуск, 1, Константиновская, 7, Константиновская, 13/26, Константиновская, 10 – 12, целый псевдоисторический квартал между улицами Спасской и Хорива, вдоль линии метро, Хорива, 25/2, Хорива, 39 – 41 (двенадцатиэтажным домом "заглушено" внутриквартальное пространство в границах улиц Волошской, Почайнинской, Хорива и Верхним Валом), шести-, восьмиэтажные "многобашенные псевдоисторизмы в клеточку" построены по Верхнему Валу, 4 – Воздвиженскому переулку, Сковороды, 14, Ярославскому переулку, 5 (десятиэтажное здание, блокирующее какие-либо визуальные связи с горой Щекавицей), урочища Гончары и Кожемяки, (псевдоисторическая застройка этажностью до восьми этажей) и многое другое. Охвачены и Печерск (ул.Липская, 10), Старокиевская гора (Софиевская, 14, Владимирская, 49, Воровского, 3, Б.Хмельницкого, 30/10, Рогнединская, 2/15).

Самое сердце заповедника – "город Владимира", дом по Владимирской, 4 – надстроен тремя этажами, а его скромный глухой брандмауэр который смотрел в сторону площадки Десятинной церкви, переделан в "шикарный дворцовый фасад" с множеством окон, балконов и "тортового" декора.

По улице Боричев Ток, 23-а стоит особняк за тысячу квадратных метров, который до сих пор значится памятником архитектуры 1860 года. А рядом с ним доживает последние дни полуразрушенный аутентичный дом-памятник 1819 года с охранной доской. Он уникален. Таких домов в Киеве осталось – на пальцах одной руки можно пересчитать.

Также был разрушен дом стиля "классицизм" 60-х годов ХІХ века по Волошской, 6, а его "сводный брат-погодок" – памятник по Волошской, 5 – тоже подготовлен к сносу. Это только то, что перечислено по памяти …

Ужасна навязываемая городу аляповатая навороченная безстилевая безвкусица – сравните чудовищные "пенопластовые" новоделы и чудом уцелевшую рядом с ними лаконичную и элегантную аутентичную застройку Киева. Можно ли сравнивать изысканный бал, достойные, настоящие, от кутюр выдержанные стильные наряды (старый Киев) и кривляния и визг ярмарочных балаганных ряженых, одетых во что попало, как придется, взобравшихся на ходули для пущей значимости... Это отвратительно и страшно... Мы теряем статусность исторического Киева – подобные "постройки-иммитации" интересны только их изготовителям, они безнадежно девальвируют статус места…

Территории для подобной самодеятельности сегодня "расчищаются" весьма разнообразно. Это безнаказанное отсутствие ремонтов, подтопление оснований, "падения в процессе реставрации" и другое. Я уже не говорю о поджогах – какое количество зданий-памятников в Киеве горело за последнее время? Щекавицкая, 19/33 – насколько я помню, последний пожар осенью 2007 года был там. Едва стоит обгоревшее, треснувшее, покосившееся здание девятнадцатого века, состоящее на охранном учете как "щойно виявлений об’єкт культурної спадщини" с 16 мая 1994 года, а городское управление по охране культурного наследия никак не дождется, когда же оно, наконец, само рухнет, чтобы найти возможность помочь "хорошим людям" построить там "что-нибудь хорошее" за большие деньги...

– Каким образом можно вообще получить разрешение на строительство чего-нибудь на месте исторического памятника?

– Ну, вы не совсем корректно задаете вопрос. Сегодня любой объект, вызвавший интерес инвестора и находящийся в пятне исторического центра, независимо от времени постройки, состояния и стилистики, в зависимости от обстоятельств и "сообразительности инвестора" может быть немедленно объявлен "только что выявленным объектом культурного наследия" или немедленно же лишиться подобного 10 – 13-летнего статуса по желанию Кухаренко. Это ли не выгодное коммерческое предприятие?! Например, здание, построенное "Киевречфлотом" для себя в шестидесятые годы минувшего столетия из керамических блоков по адресу улица Сагайдачного, 12-в, Сарай сараем. "Киевречфлот" направил запрос в городскую администрацию за разрешением на проведение реконструкции своего собственного здания. В ответ получает письмо: "Ваше здание является "только что выявленным объектом культурного наследия", вам надлежит сделать то-то и то-то – ну, исторические справки и прочее…". Речники в обморок, а когда опомнились, то написали ответное письмо о том, что присвоение такого статуса зданию, построенному в 1967 году, носит явные признаки коррупционных действий…

Чиновники из горадминистрации тогда пошли на попятную… Вот что интересно: это здание находятся в трех минутах ходьбы от Главного управления. Никто даже со стула не вставал! А в двух шагах от управления сыплются памятники – вы посмотрите, уже практически не осталось исторических дверных полотен, капителей, маскаронов, столярных изделий, дымников, водосточных ливнеприемников... Все это, как в годы военного коммунизма, заменили на "попроще". Это нормально в центре "европейской столицы"?

А когда после ЖЕКовских ремонтов стоят фасады, покрашенные в три каких-то "обморочных" цвета поверх давно, недавно и только вчера отвалившихся архитектурных деталей? Кто-то из "памятникоохранников" хоть что-то говорит или пишет по этому поводу, кого-либо обязывают это восстанавливать и ремонтировать? Это же и есть повседневная и ежечасная работа управления. Но, вместо того чтобы заниматься рутинной и неприбыльной охраной аутентичного содержания исторической среды, они занимаются перепродажей и распродажей того немного, что у нас осталось от исторического Киева. До последнего момента мы считали это самодеятельностью Кухаренко. Теперь, после двух лет игнорирования наших запросов и требований, мы понимаем, что это тактическое направление движения. Вначале очень подробно предписывается, что можно делать и чего с объектом делать нельзя, якобы строго по закону. Ну а потом… согласовывается все то, чего было нельзя, с точностью до наоборот... "Льзя" пишут те же самые люди, которые вчера писали "нельзя". По закону об охране культурного наследия эти действия, ведущие к уничтожению предмета охраны памятника, классифицируются как уголовное преступление. Но и здесь мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. На два депутатских запроса депутатов Верховной Рады Сивковича и Шибко о пятнадцати подобных эпизодах в Генпрокуратуру, СБУ, Главное управление госслужбы и другие структуры, направленные еще в ноябре 2006 года, до сих пор нет ответов.

Благодаря тому, что Союз архитекторов, наконец-то, смог пробиться к хотя бы заму городского главы Эдуарду Лещенко, мы на сегодня вывели городское управление из списка органов согласования. То есть теперь любой заказчик, который не хочет послушно идти по этой незаконной схеме, может этого не делать. А сколько лет это продолжалось? Масштабы такие, что впору задавать вопрос: есть ли шансы хоть что-то сохранить?

– Как на ситуацию может повлиять ЮНЕСКО? И как, соответственно, влияет?

– Опять "Запад нам поможет!"? Сколько можно надеяться на "иностранного дядю", который научит наших нехороших "хулиганов от власти", как цивилизованно жить… Им в Париже и Ден Хааге хватает "милошевичей" и других серьезных международных военных преступников… И, тем не менее, до последнего времени ЮНЕСКО добросовестно пытается "влиять". Пять лет назад, по требованию специального комиссара ЮНЕСКО, вызванного в помощь и для поддержки наших памятникоохранных усилий, был понижен на два этажа дом, строящийся в историческом ареале Софии Киевской, в Рыльском переулке. Сейчас он опять готов к сдаче в эксплуатацию, но уже с четырьмя надстроенными этажами, увенчанными чудовищным аляповатым медным шатром. Вот такой понятный украинский урок для заботливого ЮНЕСКО…

– И как, по-вашему, можно остановить уничтожение памятников культуры? Если, конечно, можно остановить вообще…

– Можно и нужно. Но для этого должны хоть как-то работать хоть какие-нибудь, пусть не самые совершенные, законы, помимо "закона стаи" – где прав самый быстрый и зубастый. Во всем мире конфликтные ситуации разрешаются в судебном порядке. Ваша скептическая улыбка сама за себя говорит – и Вы не верите украинским судам. Так вот, помимо острой необходимости срочного реформирования стагнированной судебной системы Украины (снять с Фемиды очки и вернуть на место повязку), единственный способ, я считаю, – вернуться к хорошо знакомой всему миру системе общественных наблюдательных советов. Попробую коротко сформулировать для тех, кто с этой практикой не знаком.

Есть городская община Киева, она выбирает депутатов и городского главу. Они в свою очередь именем общины формируют городское правительство. То есть община Киева содержит свое городское правительство, призванное обустраивать ее жизнь оптимальным образом. Она не отдала себя и свой город ему "на заклание" на весь выборный срок и совсем не для того, чтобы это правительство бесконтрольно, на свое усмотрение превращало этот город неизвестно во что во имя интересов финансовых групп и политических партий. Индульгенции на весь выборный срок им никто не давал и давать не собирается, как бы им этого не хотелось.

С проявлением первых же симптомов предательства интересов городской общины виновные в этом должны быть немедленно отозваны своими избирателями и лишены данных им общиной полномочий. Это значит, что должен быть создан общественный наблюдательный орган, в который войдут настоящие профессионалы, для которого должны быть открыты все действия и все документы власти. То есть минимум за 2 недели до соответствующей сессии Киевсовета в прессе должны печататься поименные списки претендентов на земельные участки, детские и спортивные площадки, скверы, на помещения детских садов, районных библиотек и клубов ЖЭК, книжных магазинов, мастерских художников и архитекторов, галерей и выставочных залов, гастрономов, перепрофилированных в залы игровых автоматов, – как некая предварительная информация для последующего обсуждения и соответствующего реагирования избирателей. Для таких наблюдательных органов не должно быть "закрытых зон", каждый должен отвечать за свои действия адекватно. Наблюдательный совет также должен обладать правом общественной инициативы по организации отзывов депутатов Киеврады и правом требовать начала процедуры по снятию с должности чиновников, уличенных в противозаконных действиях, согласно Закону Украины "О государственной службе". Во всем цивилизованном мире любой народный избранник или чиновник, пойманный за руку на одной сотой части того, что сегодня делается в Киеве, подает в отставку, удаляется куда-то в леса, чтобы все забыли его фамилию, или от невыносимого стыда кончает с собой... У нас же…

Никто же не против того, чтобы граждане с самыми "громкими фамилиями" были владельцами "заводов, домов, пароходов" и любого количества участков земли впридачу, но перед законом и обществом все должны быть равны и открыты. Обязаны работать в рамках закона, платить налоги и быть подотчетными.

Так выглядит исторический центр Киева сегодня

– Почему же вы не выходите с инициативой по созданию таких наблюдательных советов?

– Мы уже вышли. Это одно из главных требований Общественного движения "Украина – зона культурной катастрофы". Сегодня люди, которым небезразлична судьба Киева и культуры в целом, должны объединятся. Если мы сегодня не примем радикальные меры по спасению того, что еще можно спасти, то завтра меры примут против нас, каждого в отдельности.

Я отношу себя к представителем среднего поколения киевских зодчих, работаю в Киеве при седьмом мэре и при седьмом главном архитекторе города. Уже мне есть с чем сравнивать, а что говорить о коллегах старшего поколения? Все пришли к единому мнению: такого, как сейчас, не было никогда. Чтобы мэр столицы два года игнорировал требования Национального Союза архитекторов Украины о встрече для определения приоритетов в кадровой стратегии и в решении градостроительных задач с участием профессионалов – да где это видано?!

Мечта наших властей на уровне министерств – перевести архитектуру в сферу услуг, дабы раз и навсегда избавиться от всей этой "проблемной сферы искусств". Нас уже подчиняли строителям, группировали с сантехниками и золотарями из сферы коммунального хозяйства. Теперь, видимо от безвыходности, отнесли к сфере региональной политики. А следующий этап – архитектуру в услуги, гениально! Представляю ежедневник бизнесмена: "Сдать пиджак в химчистку, белье в прачечную, машину в балансировку, заказать чистку бассейна и архитектурный проект…". Нужно перевести в область услуг культуру в целом – кино, музыку, театр, журналистику… Да она и так уже практически там. А потом по принципу "ненужное – вычеркнуть" от такой услуги, как культура, "отказаться в целом, за ненадобностью как от атавизма…".

Как простому горожанину отличить "хорошо" от "плохо"? Ситуация с профессиональной архитектурной критикой сегодня просто катастрофическая, ее ангажированность способна полностью дезориентировать общество. Любой застройщик может по сходной цене оплатить хвалебную оду своему запроектированному и построенному "уроду". Его так воспоют в прессе, что хоть сегодня на Притцкеровскую премию, гениальное произведение, равных которому нет. А, между тем, ни один украинский архитектурный объект – ни один – уже давно не фигурирует на международных архитектурных конкурсах. Нам нечего показывать. Профессионализм не просто выветривается за невостребованностью, он выжигается каленым железом. В навязанной среде фальсифицированных, поддельных, имитированных псевдо-объектов он никому не интересен.

Дети, которым сейчас по пять – семь лет, вырастают и формируются в этой псевдо-среде эстетически и этически полностью дезориентированными. А, значит, подлинную архитектуру Киева им самим от дешевых иммитантов не отличить пожизненно, их детям и внукам тем более... Подлинный исторический Киев они не видели и могут уже не увидеть по нашей вине. Подлинную архитектуру Киева уже сегодня надо искать – это раритет… Разве что мелькнет на экране черно-белого кино "За двумя зайцами", "Адъютант его превосходительства", "Город зажигает огни" чудесный город, который предали, продали и "художественно оболгали"…



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!