5 августа 2008, 09:30
Поделитесь публикацией:
После юбилея

Участники празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси подводят первые итоги

С 25 по 28 июля в Киеве проходили масштабные торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси. Несмотря на то, что программа юбилейных мероприятий, разработанная Украинской Православной Церковью (УПЦ), рассчитана на весь текущий год (ее реализация началась еще зимой), все же можно с уверенностью сказать, что именно четыре июльских дня стали центральным моментом торжеств. Потому сегодня можно подвести их предварительные итоги.

Напомним, что инициатива празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси была высказана УПЦ весной 2007 года. Затем эта инициатива была поддержана Президентом Украины, который своим указом от 24 марта 2008 года создал государственный Организационный комитет по подготовке празднования. Еще в феврале 2008 года Виктор Ющенко во время визита в Москву пригласил на юбилейные торжества в Киев Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. А в мае такое же приглашение Президент направил и Константинопольскому Патриарху Варфоломею. В результате празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси из внутреннего торжества УПЦ переросло в одно из наиболее грандиозных событий в жизни всего мирового Православия последних лет. В результате в процесс подготовки и проведения торжеств оказались вовлеченными многие как церковные, так и политические силы, каждая из которых преследовала свои цели. Давайте же попробуем разобраться, кто чего ждал от Киевских торжеств, и насколько оправдались эти ожидания?

Украинское государство

Нельзя не отметить, что разные ветви украинской власти по-разному отнеслись к юбилейным мероприятиям. Вполне очевидно, что грандиозные торжества, организованные на государственном уровне, были личным проектом Президента Ющенко. Весьма характерно, что Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко демонстративно проигнорировала праздничные мероприятия, сославшись на свое пребывание в отпуске. Она фактически устранилась от участия в президентском проекте, наблюдая за развитием событий со стороны. Лишь 28 июля вечером Юлия Владимировна прислала во дворец "Украина" букеты для Святейшего Патриарха Алексия и Блаженнейшего Митрополита Владимира, чем и ограничилось ее участие в юбилее.

Лидер Партии Регионов Виктор Янукович тоже отказался от участия в президентском проекте. Он не присутствовал на государственных торжествах. При этом Виктор Федорович последовательно посещал церковные мероприятия с участием Святейшего Патриарха Алексия. 26 июля Янукович встречал Московского Патриарха в аэропорту "Борисполь", а 28 июля присутствовал на Литургии в Киево-Печерской Лавре и на торжественной Академии во дворце "Украина".

Остальные политические деятели ограничились лишь протокольным присутствием на государственных торжествах. Таким образом, мы можем говорить об активном участии в праздновании 1020-летия лишь Президента Украины. Какие же цели он ставил перед собой?

По замыслу Президента Киевские торжества должны были сдвинуть с мертвой точки процесс преодоления украинского церковного раскола и создания Единой Поместной Церкви. Роль объединителя Украинского Православия, бесспорно, могла бы поднять неуклонно падающий рейтинг действующего Президента.

Однако, на наш взгляд, кроме решения этой тактической задачи Ющенко преследует и более глобальную цель. Фактически Президент в очередной раз продемонстрировал стремление украинской государственной власти найти (или создать) в конфессиональной сфере надежного партнера. И в этом действующий Президент Украины не оригинален. Оба его предшественника пытались решить эту задачу, хотя и разными способами. В свое время Леонид Кравчук фактически инспирировал отрыв от Русской Православной Церкви (РПЦ) части ее приходов в Украине и создание Киевского Патриархата (УПЦ-КП), который, несмотря на поддержку властей, все же остался непризнанной церковной структурой. Президент Леонид Кучма отличался меньшей последовательностью в конфессиональной политики. С одной стороны, именно он начал продвигать проект создания Единой Поместной Православной Церкви, с другой, пригласив в Украину Папу Иоанна Павла II, Кучма способствовал значительному усилению Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), фактическому преодолению ею своего регионального характера и перемещению церковно-административных структур УГКЦ в Киев. Также в ходе президентских компаний 1999 и 2004 годов был активно задействован конфессиональный фактор. В качестве партнера власть тогда использовала УПЦ, что в результате привело к заметному падению в обществе популярности этой Церкви.

Несмотря на заявления нынешнего Президента о европейском выборе Украины, Виктор Ющенко в конфессиональной сфере отражает типичные для всего постсоветского пространства тенденции. Сегодня не только в бывших советских республиках (Россия, Беларусь, Грузия, Украина), но и во всех бывших странах социалистического лагеря, в которых лидирующие позиции занимает Православная Церковь (Болгария, Румыния, Сербия, Черногория), в сфере государственно-церковных отношений происходят похожие процессы.

Независимо от наличия или отсутствия в Конституциях этих стран положения об отделении церкви от государства, везде действует так называемая "кооперационная модель" взаимоотношения власти и Православной Церкви. Везде государство стремится опереться на Церковь для решения своих задач, а Церковь, соответственно, ищет выгодного для себя союза с властью. Весьма характерно, что в столь, казалось бы, разных государствах как Грузия и Беларусь, правовой статус Православной Церкви типологически очень близок. В обеих странах между Церковью и государством заключены соглашения, оговаривающие особые права Православной Церкви и гарантирующие ей поддержку государства. В частности, в Грузии в соответствие с конституционным соглашением от 14 октября 2002 года за Католикосом-Патриархом признан статус неприкосновенности, воскресные дни и церковные праздники объявлены общегосударственными выходными днями, за духовенством признано право не разглашать тайну исповеди по требованию государственных органов, духовные лица освобождены от военной обязанности, признаны церковные дипломы о получении духовного образования. Государство также взяло на себя обязательство частичного возмещения материального ущерба, нанесенного Церкви в годы советской власти. 12 июня 2003 года соглашение о сотрудничестве было заключено и между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (которая входит в состав Московского Патриархата). Эти соглашения заложили традицию своеобразных конкордатов между Православными Церквами и государствами бывшего Советского Союза. Вполне очевидно, что Украинское государство также тяготеет к подобной модели взаимоотношений с Православной Церковью. Однако в Украине государство в настоящее время не имеет желанного для себя партнера в реализации такой модели. Ибо УПЦ как составная часть Московского Патриархата явно не вписывается в общий политический курс украинских властей, а УПЦ-КП, хотя и всячески ищет сближения с властью, все же остается непризнанной церковью, и потому союз с ней чреват как социальными потрясениями в Украине, так и осложнениями во взаимоотношениях с другими Поместными Церквами.

Именно поэтому на пути к конкордату с Православной Церковью украинская власть должна решить проблему церковного раскола. И потому проект Единой Поместной Церкви является естественным предшественником окончательного оформления украинской модели государственно-церковных отношений.

В том, что Президент Ющенко готов предоставить Православной Церкви особый статус, сомневаться не приходится. Во всех своих речах, произнесенных в ходе торжеств, он постоянно говорил об особой исторической роли Православия, о его духовных, культурных и нравственных ценностях, о стремлении власти опираться на Православную Церковь в процессе строительства украинской государственности. Также неоднократно декларировалось стремление провести реституцию церковного имущества.

Таким образом, модель взаимоотношений с Православной Церковью, к которой стремится украинская власть, — это вовсе не западноевропейская модель, предполагающая принципиально светский характер государства. Модель, желанная как для Виктора Ющенко, так и для его предшественников — это фактически византийская (или поствизантийская) модель, предполагающая наличие господствующей Церкви, которая, с одной стороны, имеет особый правовой статус, а с другой, вполне подконтрольна государству.

Действия Президента Украины весной текущего года давали основания думать, что он готов сделать главным партнером государства УПЦ. Видимо, именно этим и было продиктовано его решение пригласить в Киев Патриарха Алексия. В ходе предварительных переговоров Виктора Ющенко и представителей его Секретариата с руководством РПЦ, выдвигались вполне конкретные условия, при выполнении которых могло бы состояться реальное сближении УПЦ с украинской властью. Президент просил у Московского Патриарха усовершенствовать канонический статус УПЦ, то есть предоставить ей если не автокефалию, то хотя бы полною автономию. Во-вторых, весьма желанным для Виктора Ющенко было бы смягчение позиции Патриарха Алексия по отношению к непризнанным православным юрисдикциям в Украине. Кроме того, Президент искал поддержки Патриарха и в двух других значимых для украинского общества вопросах: Ющенко просил Патриарха Алексия принять участие в заупокойных богослужениях в память о жертвах Голодомора 1932-33 годов и снять анафему с украинского гетмана Ивана Мазепы. Вполне очевидно, что Московский Патриарх не согласился удовлетворить ни одну из этих просьб. И, видимо, именно поэтому в мае 2008 года произошел резкий поворот Виктора Ющенко в сторону Константинополя. Президент для достижения своих целей решил сделать ставку на Вселенский Патриархат.

Насколько глава Украинского государства приблизился к реализации своей как тактической, так и стратегической программ в результате Киевских торжеств? Думается, что прогресс оказался весьма незначительным. Со стороны Патриарха Варфоломея кроме декларативных заявлений о необходимости преодоления разделений в Украинском Православии, никаких реальных шагов предпринято не было. Президент лишь в очередной раз заявил о своих намерениях, или скорее даже о своей мечте, но говорить о реальных сдвигах на пути к ее воплощению, пока рано.

Константинопольский Патриархат

Бесспорно, главным событием юбилейных торжеств стал визит в Украину Константинопольского Патриарха Варфоломея. Пресс-служба Президента настолько хотела подчеркнуть уникальность этого события, что даже выбросила из памяти тот факт, что Патриарх Варфоломей уже был в Украине в 1997 году (правда, не в Киеве, а в Одессе). Также в 1989 году Украину посещал и предшественник Варфоломея — Святейший Патриарх Димитрий. Однако во всех речах Президента утверждалось, что Вселенские Патриархи не были в Украине с XVII века. Президент неоднократно заявлял, что в 1648 году у Золотых Ворот в Киеве Константинопольский Патриарх триумфально встречал Богдана Хмельницкого. На самом деле в 1648 году Украину посетил не Константинопольский, а Иерусалимский Патриарх Паисий. Именно он и общался с Богданом Хмельницким, и именно он, кстати говоря, настойчиво рекомендовал гетману войти в союз с Московским царем. Впрочем, и другие Восточные Патриархи в середине XVII века активно поддерживали перспективу вхождения Украины в состав Московского царства, надеясь на совместный поход россиян и украинских казаков против Османской империи. Но об этом в юбилейных речах по понятным причинам не вспоминали.

Какие же цели преследовал Патриарх Варфоломей? Перед ним стояли две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: 1) в той или иной форме "внедрится" в Украину, стать реальным фигурантом в решении проблем украинского православия и 2) не испортить при этом отношения с Московским Патриархатом. Без сомнения, Константинопольский Патриарх сумел решить обе эти задачи. И Украинское государство, и Московский Патриарх Алексий заявили, что признают необходимость учета позиции Вселенского Патриархата в решении украинских церковных проблем. При этом, несмотря на чрезвычайно напряженную ситуацию в Киеве в дни торжеств, прямого столкновения между Москвой и Константинополем не случилось. Наоборот, состоялись переговоры двух наиболее влиятельными иерархами православного мира.

Визит в Киев стал одним из наиболее ярких зарубежных визитов Патриарха Варфоломея за все время его пребывания на Константинопольском престоле. Если еще неделю назад в Украине мало кто мог вразумительно объяснить, кто такой Патриарх Варфоломей, то сегодня большинство украинских граждан знает его в лицо. Уровень приема в Украине Константинопольского Патриарха, действительно, соответствовал уровню приема Папы Иоанна Павла II в 2001 году. Виктор Ющенко сознательно отступил от существующего дипломатического протокола и принимал Патриарха Варфоломея фактически как главу иностранного государства. Об этом говорит и личная встреча Президентом Патриарха в аэропорту, и сопровождение его президентским эскортом, и награждение его орденом Ярослава Мудрого I степени (по Уставу ордена из иностранных граждан такую награду могут получить лишь главы государств). В результате в сознании рядовых украинцев Патриарх Варфоломей стал неким "православным папой", от которого зависят судьбы Православной Церкви во всех уголках земного шара.

Константинопольский Патриарх получил за счет Украинского государства мощнейший пиар. Его портреты не только присутствовали на всех центральных улицах Киева, их можно было видеть и на телеканалах, и на первых страницах газет. Государство оплатило приезд в Киев нескольких десятков иностранных журналистов, сопровождавших Патриарха Варфоломея, а также византийского хора под управлением Л. Ангелопулоса, который пел за Патриаршими богослужениями.

Однако несмотря на видимую близость позиций Украинского государства и Константинопольского Патриархата, их стратегические цели, на наш взгляд, существенно разнятся. После падения Османской империи и создания Турецкой республики (1923) Вселенский Патриархат ведет планомерную политику создания собственных церковных структур в различных регионах мира, используя для этого любой удобный случай. При этом Константинополь весьма неохотно идет на предоставление тем или иным местным Церквам полностью независимого статуса. Вселенский Патриархат, как правило, предоставляет весьма широкую внутреннюю автономию подконтрольным ему структурам, не противодействует развитию национальных церковных традиций, идет на определенное ослабление церковной дисциплины, однако при этом жестко удерживает разбросанные по всему миру канонические подразделения в своей власти. Сегодня целью Константинопольского Патриарха является приобретение в Украине хотя бы части православной паствы с последующим сохранением своего контроля над ней. Предоставление Украинской Церкви полной автокефалии Константинополь может рассматривать лишь как вынужденную перспективу. Об этом Патриарх Варфоломей хоть и мягко, но достаточно ясно сказал 26 июля на Софийской площади. Предоставление Константинополем автокефального статуса различным Поместным Церквам он интерпретировал как вынужденный шаг, который всегда совершался под давлением политических обстоятельств. В норме же эти Церкви (Болгарская, Сербская, Элладская, Албанская) должны были бы и по сей день оставаться под омофором Вселенского Патриарха.

В той же программной речи Патриарх Варфоломей назвал аннексией как присоединение Украины к Московскому царству, так и присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату в XVII веке. При этом он все же не сделал заявлений об отмене Томоса 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому Патриарху. Таким образом, статус кво был сохранен. При этом во всех своих выступлениях Патриарх Варфоломей последовательно именовал Константинопольский Патриархат по отношению к Православной Церкви в Украине Церковью-Матерью.

Что же касается украинских государственных властей, то они, конечно же, заинтересованы в создании в Украине полностью независимой Поместной Церкви. Думается, что получить на это согласие Константинопольского Патриархата будет не так просто. Нынешняя церковная ситуация в Украине является для Патриарха Варфоломея чрезвычайно выгодной. Именно наличие церковного раскола делает возможным его вмешательство в украинские дела. Если же здесь появится независимая Единая Поместная Церковь, то исчезнут основания для реального присутствия в Украине структур Константинопольского Патриархата. Так что не исключено, что партнерские взаимоотношения между Президентом Ющенко и Патриархом Варфоломеем могут быть омрачены при выявлении несовпадения стратегических интересов сторон.

Московский Патриархат

Если для Патриарха Варфоломея его визит в Киев стал одним из наиболее ярких его зарубежных визитов, то для Патриарха Алексия нынешний приезд в Украину стал одной из наиболее сложных зарубежных поездок за все время его пребывания на Московском Патриаршем престоле. Пожалуй, этот визит оказался не менее (если не более) сложным, чем приезд в Киев Патриарха Алексия в октябре 1990 года.

На фоне мощной рекламы, которую власть организовала Патриарху Варфоломею, приезд Московского Патриарха остался почти что незамеченным украинскими СМИ. Пребывание в Киеве Патриарха Алексия практически не имело общественного резонанса. В Киеве Московского Патриарха активно приветствовали представители лишь одного из сегментов УПЦ, а именно — члены православных братств, отношения которых с руководством УПЦ весьма противоречивы.

Несмотря на то, что Предстоятель РПЦ прибыл в Украину по приглашению Президента Ющенко, он принимал участие лишь в церковных мероприятиях, организованных УПЦ. Патриарх Алексий не посетил (как предполагала программа визита) ни Секретариат Президента Украины, ни Президентский прием в Софии Киевской. Московский Патриарх продемонстрировал свое сдержанное отношение к главе Украинского государства, на что Виктор Ющенко ответил взаимностью. 27 июля утром вся Украина могла видеть в прямом эфире как Президент приветствовал на Владимирской горке двух Патриархов. Он троекратно облобызал Патриарха Варфоломея, а Патриарху Алексию … лишь пожал руку. Это была единственная встреча Московского Патриарха с Президентом Украины за все три дня его пребывания в Киеве. Интересно отметить, что 28 июля вечером, когда Патриарх Алексий улетал в Москву, то в аэропорту "Борисполь" находился и Виктор Ющенко. Тем не менее Президент не принял участие в церемонии проводов Патриарха.

Таким образом, одним из результатов визита Патриарха Алексия в Киев может стать жесткая конфронтация между РПЦ и Президентом Украины. Вполне очевидно, что эта ситуация полностью дублирует характер нынешних взаимоотношений между Россией и Украиной. В чрезвычайно сложной ситуации теперь может оказаться и УПЦ. Фактически она поставлена перед непростым выбором: либо и дальше декларировать свою полную солидарность с РПЦ, либо занять самостоятельную позицию, лояльную по отношению к нынешней украинской власти.

Еще одним важным итогом визита Патриарха Алексия в Киев стали его совместное служение и переговоры с Патриархом Варфоломеем. Константинопольский и Московский Патриархи не служили вместе с 2000 года (со времени празднования в Вифлееме 2000-летия Рождества Христова). После визита Патриарха Варфоломея в Эстонию в октябре-ноябре 2000 года наступило резкое ухудшение взаимоотношений между Москвой и Константинополем. И когда в июне 2008 года Патриарх Варфоломей заявил о своем намерении посетить Украину, визит в Киев Патриарха Алексия оказался под угрозой срыва. И все же этот визит состоялся. 27 июля после литургии на Владимирской горке Патриархи более часа общались с глазу на глаз в резиденции Блаженнейшего Митрополита Владимира. При этой беседе присутствовал только личный переводчик Патриарха Варфоломея. Заявления, сделанные Патриархами после личной встречи, позволяют понять характер достигнутых договоренностей.

Вполне очевидно, что Патриархи обсудили проблему создания Единой Поместной Православной Церкви в Украине. По сообщению официальных представителей РПЦ и УПЦ, была достигнута договоренность, что отныне будут делаться только совместные шаги по преодолению украинского церковного раскола. От односторонних действий как Константинопольский, так и Московский Патриархи отказались.

По сообщению Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на переговорах также обсуждались условия, при соблюдении которых станет возможным участие Святейшего Патриарха Алексия во встрече Предстоятелей Православных Церквей в октябре нынешнего года в Стамбуле.

Таким образом, Предстоятели двух Церквей достигли договоренностей о формате их дальнейшего взаимодействия. Вполне очевидно, что Патриарх Алексий признал необходимость учета позиции Константинополя в решении украинского вопроса. Если прежде Московский Патриархат настаивал на том, что украинский вопрос — это внутреннее дело РПЦ, то теперь Патриарх Алексий согласился допустить к разрешению украинских проблем и Патриарха Варфоломея. В обмен на это Московскому Патриарху были даны гарантии того, что отныне Константинополь откажется от политики планомерного вытеснения РПЦ из межправославного сотрудничества. Возможно, Патриарх Варфоломей пообещал не привлекать к участию во всеправославных мероприятиях представителей Эстонской Церкви и вообще согласился пересмотреть свое отношение к эстонской проблеме. Также Патриарх Варфоломей, видимо, отказался от проведения односторонних (по сути сепаратных) переговоров как с украинской властью, так и с представителями УПЦ-КП и УАПЦ, согласившись на проведение исключительно переговоров многосторонних.

Таким образом, в результате переговоров Константинопольский и Московский Патриархи пошли на взаимные уступки, что, видимо, сделает возможным визит Патриарха Алексия в Стамбул в октябре нынешнего года.

УПЦ-КП и УАПЦ

Если на кануне юбилейных торжеств положение двух непризнанных украинских православных юрисдикций казалось весьма выгодным, то теперь, после окончания празднований можно с уверенностью сказать, что они не смогли стать самостоятельными игроками в развернувшейся в Киеве сложной многоходовой игре.

Главной целью УПЦ-КП и УАПЦ является сегодня преодоление своего маргинального статуса и получение от Константинопольского Патриархата каноничности, даже если для этого придется отказаться от своей церковной независимости. Накануне торжеств Филарету (Денисенко) и Мефодию (Кудрякову), казалось бы, удалось достичь договоренности с Патриархом Варфоломеем. Эта договоренность была поддержана и украинской властью. Ожидалось, что уже во время юбилейных торжеств Патриарх Варфоломей сделает конкретные шаги навстречу раскольникам. Однако этого не произошло. Константинопольский Патриарх ограничился лишь общими фразами, видимо, так и не дав Президенту никаких конкретных обещаний. Главы УПЦ-КП и УАПЦ не принимали участия в государственных торжествах. Более того, договоренности, достигнутые между Патриархами Варфоломеем и Алексием, ставят под сомнение возможность создания в Украине структур Константинопольского Патриархата во главе с Филаретом (Денисенко). Ставка на отлученного ныне от Церкви бывшего митрополита Филарета будет означать для Константинополя жесткую конфронтацию с Москвой, к которой Патриарх Варфоломей, как выяснилось, вовсе не стремится.

Таким образом, украинские раскольнические группировки не смогли стать самостоятельным субъектом нынешнего переговорного процесса. Фактически они остались лишь объектом, который все заинтересованные стороны постарались использовать в своих целях. По сути дела и Украинское государство, и Константинопольский Патриарх использовали УПЦ-КП и УАПЦ лишь как орудие шантажа против РПЦ. И шантаж этот оказался вполне эффективным. Патриарх Варфоломей добился того, что РПЦ согласилась допустить его к решению украинского вопроса. И это — бесспорная удача Вселенского Патриарха. В обмен на это Патриарх Варфоломей, вполне возможно, согласится по требованию Москвы оставить Филарета за рамками переговорного процесса, как чрезвычайно одиозную и пререкаемую фигуру.

Тем не менее, в пресс-релизе, изданном УПЦ-КП 28 июля по результатам торжеств, дана высокая оценка визиту в Украину Патриарха Варфоломея: "В Киевском Патриархате считают, что визит Предстоятеля Матери-Церкви, его личное знакомство с Украиной, будут способствовать оживлению объединительных процессов в украинском православии". В пресс-релизе специально подчеркивается, что главной целью УПЦ-КП является создание в Украине автокефальной Церкви. Для достижения этой цели УПЦ-КП "готова на уступки, и достаточно значительные, но только и исключительно в рамках интересов будущего Украинской Церкви и всего Православия".

И все же надежды, которые УПЦ-КП и УАПЦ связывали с юбилейными торжествами, пока так и остались надеждами.

Украинская Православная Церковь

Вне всякого сомнения, УПЦ одержала тактическую победу. Если накануне торжеств ее положение казалось наименее выгодным, то сегодня она заметно упрочила свои позиции. После того, как стали известны планы, которые связывали с визитом в Украину Патриарха Варфоломея как Президент, так и УПЦ-КП и УАПЦ, главной задачей УПЦ было предотвращение одностороннего вмешательства Константинополя в украинские церковные дела. УПЦ организовала широкое обсуждение в СМИ возможных последствий радикальных шагов Патриарха Варфоломея. Также руководство УПЦ постаралось использовать сложившуюся сегодня в Украине расстановку политических сил для предотвращения реализации нежелательных для нее сценариев решения церковных проблем.

Особую активность в ходе подготовки и проведения юбилейных торжеств проявила та часть УПЦ, с которой принято связывать процессы, происходящие в этой Церкви с декабря 2007 года. Несмотря на чрезвычайно неблагоприятную для УПЦ расстановку сил накануне визита, несмотря на стремление Президента максимально устранить УПЦ из юбилейных торжеств, все же этой Церкви удалось достичь заметного успеха, хотя все же лишь тактического. УПЦ была обороняющейся стороной. И ей удалось выдержать нынешний натиск.

Юбилейные торжества вскрыли одну важную черту современной жизни УПЦ. Руководство этой конфессии в последнее время делает ставку на партнерские взаимоотношения с Украинским государством. За последний год можно заметить определенную внутреннюю эволюцию УПЦ. В ряде соборных и синодальных постановлений, а также в нескольких программных выступлениях Блаженнейшего Митрополита Владимира заявлено желание УПЦ занять самостоятельную позицию, которая не была бы полностью тождественна позиции руководства РПЦ. Если в ходе июльских торжеств между РПЦ и украинскими властями сложились практически конфронтационные отношения, то УПЦ старается не идти на обострение отношений с государством. И потому теперь УПЦ может оказаться перед очень непростым выбором. С одной стороны, Московский Патриархат, достаточно жестко противостоящий украинской власти, с другой, само Украинское государство, партнерские взаимоотношения с которым для УПЦ весьма желательны. Логика развития УПЦ в последний год дает некоторые основания предполагать, что выбор может быть сделан в пользу Украинского государства. И это будет означать дальнейшее отдаление УПЦ от Московского Патриархата. Однако следует признать, что реформаторский курс, принятый руководством УПЦ в минувшем году, не имеет широкой поддержки среди епископата, духовенства и рядовых членов Церкви. Более того, значительная часть УПЦ этого курса не приемлет. В УПЦ существует заметное напряжение, связанное с этим внутренним противостоянием. Намерения, заявленные УПЦ в последние месяцы, пока что не стали реальной программой действий, имеющей всеобщую внутрицерковную поддержку.

Поскольку главной задачей сегодня и для власти, и для Церкви является преодоление раскола, УПЦ, если она желает закрепить свой тактический успех, должна предложить реальную модель достижения церковного единства. Пока что такая модель не выработана. Даже реальный диалог с УПЦ-КП и УАПЦ пока что не начат, хотя определенное сближение с представителями непризнанных православных юрисдикций все же произошло.

Так что УПЦ сумела выиграть время. Теперь она должна суметь правильно им распорядиться.

Выводы

Не будет преувеличением сказать, что наиболее рационально юбилейные торжества использовал в своих целях Патриарх Варфоломей. Бесспорно, он оказался в весьма выигрышном положении и сумел сохранить за собой инициативу. Украинская власть, стремившаяся форсировать события и в очередной раз пытавшаяся решить церковные проблемы революционным путем, не сумела достичь этой цели.

Для Московского Патриархата главным итогом визита стало фактическое возобновление переговорного процесса с Константинопольской Церковью на высшем уровне, который находился в замороженном состоянии почти восемь лет.

В результате визита в Киев Патриарха Варфоломея все же не произошло ожидавшейся реконфигурации украинского православия. Полностью сохранился существовавший и до юбилейных торжеств статус-кво. Думается, что украинская власть осознала всю сложность украинского церковного конфликта, который вряд ли возможно преодолеть каким-то одномоментным силовым решением. Созданию Единой Поместной Церкви неминуемо должен предшествовать процесс достижения консенсуса как между украинскими конфессиями, так и внутри каждой из них. И потому объединение может стать результатом лишь эволюционного (возможно, достаточно длительного) процесса.

Пожалуй путь к единству может быть успешным лишь в том случае, если объединительные процессы будут инициированы самой украинской церковной средой. И сегодня есть все предпосылки для того, чтобы украинское православие само решило свои внутренние проблемы, не привлекая к этому внешние силы: будь то государство или другие Поместные Церкви. Таким образом, создание Единой Поместной Церкви в Украине должно стать результатом внутреннего роста украинского православия, его готовности самостоятельно решить стоящие перед ним проблемы.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!