Главная Новости Политика Геннадий Новиков: Не демократия, а жесткая дисциплина. Только так фермеры смогут заработать
commentss НОВОСТИ Все новости

Геннадий Новиков: Не демократия, а жесткая дисциплина. Только так фермеры смогут заработать

8 августа 2008, 13:31
Поделитесь публикацией:
Геннадий Новиков: Не демократия, а жесткая дисциплина. Только так фермеры смогут заработать

Инициатор создания запорожского кооператива сельхозпроизводителей – о том, как объединить украинских аграриев с пользой для них и потребителей их продукции.

Объединение и украинцы – два взаимоисключающих понятия. Так уж случилось исторически. На соседних территориях уже процветал общинный строй, а украинцы по-прежнему сохраняли верность хуторянскому (частному) хозяйству. Отсюда и самоирония – моя хата с краю. Пусть это невыгодно и экономически, и политически.

Чуть дальше в свое время ушла Западная Украина. Кооперация "Маслосоюз" в 30-х годах прошлого века гремела на всю Европу. Молодые политики с помощью отечественных инвесторов построили эффективную систему сбыта продукции галичанских крестьян. Что выгодно сказалось не только на их экономическом состоянии, но и на целой инфраструктуре региона.

Вернуть дух кооперации аграриям независимой Украины пытались многие правительства. Один за другим создавались законопроекты, писались статьи в СМИ. Однако все усилия заканчивалось очередным обогащением инициаторов такого рода проектов. И бесконечными заявлениями фермеров о недостаточной государственной поддержке и происках зернотрейдеров. Случались также лозунги о политических и климатических сговорах…

Поэтому сегодня каждый удачный пример объединения наших аграриев ради экономики и прибыли можно рассматривать как большой шаг вперед. Правда, таких примеров не так уж и много. Но они есть.

Уже второй год в Запорожской области существует кооператив сельхозпроизводителей. И с каждым месяцем количество его членов увеличивается. При этом сама организация уже думает не столько о том, по каким ценам продать зерно, а о том, куда вложить полученную прибыль. И это с учетом того, что нынешний урожай, как уверяют аграрии, у них снова скупают за бесценок.

Как можно объединить украинских аграриев с пользой для них и потребителей их продукции? Об этом "proUA" расспросила инициатора создания запорожского кооператива сельхозпроизводителей Геннадия Новикова….

Почему кооператив? В чем преимущество?

Все знают, что продать 10 тысяч тонн зерна всегда дороже, чем продать, скажем, сто тонн или тысячу. Точно так же купить тысячу тонн удобрений дешевле, чем одну тонну. Мы увидели то, что лежит на поверхности. И решили, давайте объединим свои ресурсы, продадим и каждый получит свое.

С начала независимости Украины подобных объединений создавалось много. Например, торговые дома. Но эти объединения были очень далекими от того, чтобы работать на земле. И, разумеется, было интересно, чтобы подобные организации создавали именно производители.

Вот у меня есть на предприятии отдел маркетинга. Я посчитал, что трачу на него около 150 тыс. гривен в год. Это достаточно большая сумма для одного предприятия. А вот сейчас, когда объединилось 41 предприятие, мы посчитали, что взносов нужно 5 тыс в год, Например, для обеспечения внутренней связи кооператива, чтобы знать, какие партии формируются, по какой цене.

И получилось, что за 5 тысяч я получил больше информации, чем за 150 тыс.

А партии тоже вместе формируете?

Система работы простая. Например, у меня есть 10 тыс. тонн зерна. И я хочу продать из них 2 тыс. тонн в августе, еще 3 – в сентябре. А остальное, например, в декабре. И я эти данные подаю.

У нас в кооперативе есть две сертифицированные лаборатории, которые определяют качество. И по желанию членов объединения, лаборатория может выехать и на месте замерять качество их продукции.

И вот так мы формируем партию.

Иногда предприятия говорят о приемлемой цене. А иногда — нет. Они уже проинформированы про уровень цен. Ведь кооператив у нас не прибыльный и мы не ставим задачу получить прибыль. Он живет на бюджете, который составляют участники кооператива. На этот бюджет мы нанимаем менеджеров, которые хорошо работают и имеют хорошую зарплату.

И так мы собираем партию и выходим с этой партией на рынок. Хотя сейчас мы уже думаем, что нужно создать собственного трейдера...

...чтобы повысить производственную цепочку?

Конечно. Чтобы вести переговоры на международном уровне не как представители ста человек, а как один представитель, который просто имеет зерно.

Таким образом, какую бы цену наверху мы не получили, эта цена переходит к первому производителю. А он только уплачивает взносы за то, что ему предоставили эти услуги. Взносы эти, повторюсь, утверждаются совместно. Мы устанавливаем зарплату менеджеров. Есть бонусы и для них. Как у всех. Нам ведь нельзя иметь работников слабее, чем у зернотрейдеров.

Давайте вернемся к самому началу. Как у Вас возникла идея создания кооператива и как происходило ее воплощение?

Три года назад я возглавил ассоциацию фермеров в своем районе. Тогда мне казалось, что фермеры, как частный класс, будут более стремиться к объединению. Но оказалось, что с пониманием этого у аграриев большая проблема.

Однако два года назад меня избрали председателем областного совета сельхозпроизводителей. И на первом совещании я сказал, что необходимо сделать объединение сельхозпроизводителей. В первый год я провел около 50 собраний по районам области, где доказывал что воплотить эту идею в жизнь — реально. Но никто и не спешил организовывать объединение. Говорили "давайте посмотрим, что у вас получится".

И оказалось, что создание таких кооперативов – это не просто. Большинство в совете – главы колхозов. Нужно было находить новых людей. И я понял, что нужно просто найти группу людей и зарегистрировать кооператив. А потом уже это продемонстрировать остальным.

У нас в Уставе записано, что нет никакой разницы между учредителями кооператива и остальными его членами. Но процесс регистрации кооператива шел очень долго. Налоговая никак не хотела регистрировать нас как неприбыльную организацию. Потом мы нашли соответствующую форму. Когда зарегистрировались, тогда люди и начали вступать.

Постепенно кооператив обрастал членами и опытом. Посчитали, сколько нам нужно на первых порах людей в штате, какие им надо дать зарплаты, топливо, телефоны….

Создали информационную систему внутри, зарегистрировали торговую марку…

И как звучит ваша торговая марка?

"Козацька Зернова Компанія". "КЗК".

Теперь мы знаем, что нашей ошибкой было то, что кооператив не решился изначально выходить со своей продукцией на внешний рынок. Сегодня мы уже имели бы другие контракты.

На сегодня заявок на вступления в кооператив у нас уже порядка четырех десятков.

Должен повториться, что когда каждый из участников понимает, как формируется прибыль и как она распределяется, – это и есть основание для объединения. Это не демократия, это чисто экономический подход...

Предприятия платят одинаковые взносы — или же в зависимости от объемов производства?

Сегодня взносы у нас одинаковые.

И сколько?

3 тысячи.

Долларов?

Гривен. Я думаю, что в следующем году будет уже 5 тысяч. Но это зависит от того, сколько у нас будет членов. Все это пока считается.

В прошлом году мы сработали идеально. Потому что условия были другие. А в этом году, в связи с тем, что предложения превышают спрос, трейдеры договорились раньше производителей. А опыта внешнеэкономической деятельности и соответствующих договоров у нас пока не было. Сейчас, конечно, у нас уже идут переговоры с покупателями из ближнего зарубежья. Кооператив принял решение сделать несколько пилотных проектов по экспорту. А в основном — работать на "первого" трейдера.

На этом сейчас настаивает правительство…

Да. Но, оказалось, что в этом году есть своя особенность. Бонусов практически нет. Зернотрейдерам аграрии и так очень активно везут зерно. Поэтому им бонусы не нужны. Они работают на понижение. И все.

Вот почему у нас возникают вопросы по расширению. Нам необходим свой терминал. Например, в Винницкой области похожий кооператив уже зарегистрировали. Мы провели семинар 12 июня, обучили. Тогда же провели и собрание кооператива, где решили, что цена тонны продовольственной пшеницы у нас — 1,5 тыс. гривен и 1,2 тыс. гривен ячмень.

Поначалу на рынке это воспринималось с недоверием.. Но сейчас время показывает, что мы были правы. Могу сказать, что мы даже отказались от контракта по продовольственной пшеницы по 1,5 тыс. ггн/т. Потому, что цена будет выше. И мы не торопимся.

А по фуражу мы проводим контракты. Думаю, в течение дней десяти у нас будет продажа 50 тыс. тонн ячменя по 1,2 тыс. грн/т. И такой цены покупатели не боятся. Хотя на рынке цена тонны ячменя уже опускается до 915-910 гривен. Это существенная разница. И это еще не учитывая возврата НДС. И этот возврат получают именно производители.

Все выгоды от объединения очевидны. Но мы говорим не только о реализации. Должен быть кооперативный элеватор, который территориально объединяет людей. Но вот был я на собрании сельхозпроизводителей Полтавщины. И они говорят: "Свой кооператив мы создавать не будем. Давайте мы вступим в ваш". Ну, можно и так. Ведь во Франции один кооператив объединяет 80 тысяч фермеров.

На Сумщине к нам вступают районами или организациями. Так им выгоднее. Получают информацию от нас на весь район, а взнос платят — как за одного члена. Такая у них позиция.

Но мы принимаем и такие предложения.

Я три года бился над созданием этого кооператива и понимаю, как тяжело сдвинуть с "мертвой точки" само сознание селян, что нужно объединяться и что вместе мы будем сильнее.

Сейчас ведь у нас проблемы в чем? Даже те, кто вступил в кооператив, казалось бы, осознано, но звонят и спрашивают меня – "Почем вы зерно покупаете?".

Сама постановка этого вопроса — "некооперативная". Он должен спрашивать: "По чем мы продаем зерно?".

Людей столько раз обманывали… Когда создавали объединение, говорили, что мы здесь все вместе. А потом, когда делят прибыль, уже не все равноправные. У нас же такого быть не может.

Почему?

Прибыль кооператива распределяется согласно участию в его деятельности. Например, я продал через кооператив 10 тыс. тонн зерна, а вы – 2 тонны. И тогда все бонусы, которые нами были заработаны, начисляются мне на мои 10 тыс. тонн зерна. А вам – на ваши две тонны.

Так же поступаем и с НДС. Кооператив не имеет права (это неприбыльная организация) его иметь. И мы распределяем средства от НДС согласно тонне зерна, проданных членами кооператива.

Второй вопрос. У нас есть предприятия, которые пользуются услугами кооператива единожды. Не являясь его членами. Они не платят взносы, не участвуют в деятельности кооператива. Но, сформировав партию со своего зерна и получив цену выше, мы не распределяем бонусы на эти несколько тонн "со стороны".

Все так идеально и логично…

Проблема сегодня у нас одна. Человек собрал зерно, сел на эту "кучу" и ему так нравится. И он начинает считать себя самым умным. А потом рынок начинает обрушиваться и люди паникуют...

Мы же кооперативом собрались в июне и решили: чтобы удержать рынок нужно чем-то жертвовать. Например, купить машину не в июле, а в декабре. Поехать отдохнуть на курорт не в бархатный сезон, а позже.

То есть. Деньги ты должен держать в зерне.

Находить другие механизмы, но не обваливать рынок. Баржи стоят сегодня и грузятся. Но если не дать на них зерно? Сегодня они объявляют цену, повысив ее на 10-15 гривен, — и народ "понесся". А если не продавать? Контракты рвутся, простой, нужно идти договариваться с фермерами. По совершенно другой цене. Но тут возникает вопрос. Почему трейдер должен со мной договариваться, если ему и так активно везут зерно?

Поэтому должна быть и внутренняя дисциплина, соблюдение правил кооператива. Я был во Франции, изучал их опыт. Там жесточайшая дисциплина. Это так кажется, что там демократия...

Но в Украине же совсем иная ситуация. На ментальном уровне....

В Украине же фермеры друг другу не верят. Потому что их много раз обманывали. Поэтому, возможно, мы на первых порах должны "потолкаться" друг с другом в малом. По сто тонн зерна, по тысяче. Почувствовать, что мы друг другу можем доверять. А уже потом переходить к более широкой кооперации. Но кооперация – это не только продажа, это и покупка затратных материалов (удобрений, топлива и др.), это переработка, транспортировка, хранение и многое другое.

В этом году все кричат: "Аграрный бизнес прибыльный, развивается". Переработчики кричат о сверхприбылях на подсолнечнике и рапсе, но когда мы идем в банк за кредитом, им его дают, а нам – нет. Почему?

Мы вот с пекарями встречаемся. И они говорят, что, вот, у вас хороший бизнес. Очень, дескать, хорошо мы зарабатываем на том же подсолнечнике. Я им говорю, пойдемте в банк. И кому быстрее дадут кредит по бизнес? А это главный индикатор.

Пекарям…

Вот и весь ответ. Не потому ли, что там рисков меньше. Их ограничили 5% рентабельности. Но срок такой рентабельности у них сколько? Три-четыре дня. Купили муку, спекли хлеб. Если бы я в такой короткий срок мог получить такую рентабельность, почему же не жить? Это же доходит до 30% рентабельности в месяц. А у меня 30% рентабельности за год. Но некоторые не хотят слушать такие доводы. А ведь это правда.

Конечно, было бы намного дешевле, если бы цепочка "производитель – покупатель" была короткой.

Вот у меня была ситуация с одним маслоэкстракционным заводом, который говорил о цене сырья. Я им предложил: давайте мы вообще уберем цену подсолнечника. Акционируем ваш завод. Мы войдем акционерами. Поставим вам подсолнечник. Вы сделаете масло, продадите его на рынке. Выполните ту же работу. Поставим доходную часть переработки 30%, доходы мы поделим. Но не хотят так. Почему?

Но это они пока не хотят…

Я послушал заключительное слово на совещании премьер-министра. Мне так кажется, что Юлия Владимировна сама до конца не понимает, в чем сила кооперации. А ведь ее (кооперации) мощь — основа мощи государства, его развития.

Если кооперативы построят по одному-два элеватора в области и будут иметь терминалы в порту, то они просто скажут: "Мы не хотим продавать. Никуда!". Ведь этот год хороший, с точки зрения урожая. Но будут и плохие. Это объективно. Ведь в прошлом году, если бы фермеры решили стоять до последнего, ничего бы государство не сделало. Ну, решили ввести квоты. А фермеры не продают. Неделю, две, месяц. И государство бы открыло границы. Или хотя бы государство согласилось на переговоры, чтобы убрать эту вакханалию, при которой в конце года элеваторы оказались забиты зерном.

Сельхозпроизводители должны научиться держать рынок. Механизмы есть. Это и кредиты под залог зерна и др. Необходимо заставить себя уважать, тогда с нами будут договариваться, а не диктовать. Но ведь для этого необходимо как минимум начать уважать самого себя!



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!