22 августа 2008, 14:54
Поделитесь публикацией:
Эх, дороги…

Правительство Тимошенко решилось на приватизацию дорожного хозяйства Украины. Для этого Кабмин меняет кадры. И даже схемы

Вернувшись "не из Сардинии" на родную землю, премьер-министр Юлия Тимошенко взялась за реформирование производственного сектора экономики. Правда, поскольку времени у правительства, возможно, осталось немного (КС уже начал работу), то реформы эти больше напоминают принцип "распилить и свалить". Итак.

20 августа правительство затеяло кадрово-концептуальную перестановку в украинском дорожном хозяйстве.

Во-первых. Петр Кравчук был переведен с поста главы "Укравтодора" в заместители министра, а его место занял Вадим Гуржос, трудившийся тем самым замминистра. Интересно, что Петр Кравчук – однопартиец Юлии Тимошенко. А Вадим Гуржос ранее возглавлял Партию частной собственности, которая весной была переименована в "Единый центр".

Но главное заключается не в этом. Под нового руководителя "Укравтодора" правительство сразу же утвердило концепцию реформирования автодорожного хозяйства страны. Концепцию эту написал сам же г-н Гуржос.

Суть концепции проста, как движения пилы в руках умелого работника.

Сначала создать новый центральный орган, который займется реформой, и подогнать под его деятельность законодательную базу. Со слов Гуржоса известно предварительное название структуры – Национальное агентство автомобильных дорог Украины.

Затем предполагается разделить все автодороги на "государственные" и "местные". Первые оставить в ведении центрального органа власти, вторые – передать местным органам исполнительной власти, то есть госадминистрациям.

И на десерт: ликвидировать ГАК "Автомобильные дороги Украины", приватизировав его дочерние предприятия – облавтодоры и прочая, прочая, прочая. (Цитата: "У перспективі передбачається приватизувати дочірні підприємства компанії", полный текст см. здесь).

На всем пути реформы предполагается ведущая роль ведомства Гуржоса. Именно от него будет зависеть, в чьи руки и за сколько перейдут объекты облавтодоров. Через Гуржоса будут финансироваться ремонтные работы. Ведь ремонт и строительство дорог за счет госбюджета никто отменять не собирается.

Времени на то, чтобы воплотить задуманное, почти не осталось, так как, напомним, правительство висит на волоске. Поэтому детальный план "реформирования" отрасли появится уже к 1 октября. Стоит заметить, что обдумывал свою затею Вадим Николаевич еще с 2005 года, в бытность свою шефом "Укравтодора" при министре транспорта Евгении Червоненко (друг и кум Гуржоса).

Новое аппаратное восхождение Гуржоса обозначилось минувшей весной. Министр Иосиф Винский в апреле возложил на него как замминистра курирование всех вопросов, связанных с подготовкой к Евро-2012. В это же время началось активное продвижение идеи о реформе автодорожного хозяйства. И всего через квартал Юлия Тимошенко поддалась на уговоры Винского-Гуржоса. (ProUA не допускает и мысли о том, что она воспринимала иные суммы аргументов, кроме как во благо Украины).

Между тем, "благо Украины" стоит дорого. Вот что представляет собой готовящееся к приватизации хозяйство.

Сегодня в подчинении "Укравтодора" находится государственная акционерная компания "Автомобильные дороги Украины". И уже в нее входят обл- и райавтодоры, которые занимаются ремонтом и строительством дорог в регионах. Однако, помимо этих структур, на балансе ГАКа находятся около 50 щебневых карьеров, санатории, социальные объекты. Уставной капитал компании составляет 1,2 млрд гривен. Реальную же стоимость ГАКа эксперты оценивают в разы больше.

Правда, на сегодняшний день большинство щебневых карьеров компанией уже утеряны. Они или переданы в долгосрочную аренду или приватизированы по сомнительным схемам. Тем более, что треть затрат в автодорожном хозяйстве составляет именно щебень. Что делает этот вид бизнеса крайне прибыльным.

Похожие схемы применяются и по другим объектам, которыми пока еще владеет госкомпания. При этом постоянно происходят попытки обанкротить и сам ГАК. Те же топ-чиновники Минтранса неоднократно заявляли, что финансовые дела компании идут из рук вон плохо.

На самом деле это не совсем так. Например, по итогам 1 квартала 2008 года чистая прибыль выросла в 2,3 раза — до 1,5 млн. грн., валовой доход — с 523,64 до 590,96 млн. грн., валовая прибыль — с 17,12 до 20,52 млн. грн. Так что убыточной компания быть не может – денег из госбюджета с каждым годом выделяется все больше.

И еще. Напомним, что дороги государственного значения останутся под контролем Минтранса — вернее, того органа, который в скором времени будет создан вместо "Укравтодора". Ликвидация же последнего может породить массу вопросов по возвращению кредитов коммерческим банкам. Эти кредиты компания брала в 2005-06 годах. И пик выплат, между прочим, приходится именно на 2011 год. То есть к моменту приватизации обслуживание кредитов будет сброшено на государство. Даже тех кредитов, которые брались без гарантий правительства.

P.S. Сегодня на церемонии открытия дороги "Харьков-Червоноград-Перещепино" Юлия Тимошенко пообещала изменения в бюджет, которые позволят в текущем году направить на строительство дорог 24,3 млрд гривен. Это в 5 раз больше прошлогоднего показателя. Что ж, дело нужное и правильное. Да и приближать управленческое хозяйство отрасли к европейским стандартам — также необходимо. Но интересует другое: кто в результате приватизации получит эти деньги себе на баланс?



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!