Главная Новости Политика Физическое бескультурье
commentss НОВОСТИ Все новости
12 сентября 2008, 09:20
Поделитесь публикацией:
Физическое бескультурье

Уроки физкультуры в школе могут нанести вред здоровью ребенка

По мнению экспертов, чтобы укрепить здоровье населения страны нужно, в первую очередь, менять подходы к физическому воспитанию в школах. А они, хоть и устарели, как и все спортивное оборудование в общеобразовательных учреждениях, но живут уже полвека. Эксперты отмечают три главных проблемы нынешней системы физического воспитания в школах – ретроградность государственных документов, отсутствие надлежащего финансирования спортивной базы школ и дефицит кадров.

Зафутболить здоровье

В связи с переходом средней школы на 12-летку, были несколько реформированы и подходы к преподаванию физкультуры. Изменились государственные стандарты начальной и средней школы, были приняты новые учебные программы по физическому воспитанию — в 2005 году для 5-12 классов, а в 2007 — для начальной школы. Их главным нововведением стал третий урок физкультуры в неделю в начальной школе. 5,6,7 классы перешли на 2,5 часа в неделю. Впрочем, по усмотрению администрации школы, три часа физкультуры может быть и у учеников 5-11 классов. Еще одно заметное новшество — регулярные уроки футбола. Больше кардинальных изменений нет. Школы имеют возможность выбрать между несколькими типовыми учебными планами, могут сделать физвоспитание профильным. Такие школы в стране появляются.

Однако у существующей учебной программы есть и авторитетные критики – кафедра теории и методики физического воспитания Национального университета физического воспитания и спорта. По мнению Галины Смолиус, старшего преподавателя кафедры, в прошлом члена сборной УССР по баскетболу, новая программа является ничем иным, как "глупостью".

Методисты говорят, что в ее основе, как и раньше, осталась теория видов спорта. Так же, как и в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), на школьных уроках физкультуры вынуждены проходить теоретическую, тактическую (элементы игры в соревновательных условиях) и техническую подготовку к спортивным играм. Кроме того, из программ ДЮСШ в школу перекочевали уровни подготовки по видам спорта. "Эту программу приняли, потому что она не требовала изменений, по ней можно работать как 40-50 лет тому назад, — возмущается Галина Григорьевна. — И Министерство образования это устраивает. А ведь физическое воспитание в школе и занятия спортом в ДЮСШ — это совершенно разные вещи. Я хоть и являюсь одним из автором этой программы, но спорить со всеми было невозможно. Иной раз и стесняюсь, что там стоит моя фамилия".

Галина Смолиус нынешнюю систему занятий физкультурой в школе считает в корне неправильной, давно устаревшей и даже опасной для здоровья ребенка, ведь она не учитывает в полной мере особенностей развития детского организма. Ярким примером являются обязательные уроки футбола, введенные в школе по предложению собственников ФК "Динамо" братьев Суркисов. Несмотря на обещания, дети не получили ни нужной формы, ни специальной обуви, ни достаточного количества мячей (а нужен один для двух детей).

"Одно дело, когда в футбол учатся играть в ДЮСШ, используя специальную обувь и форму, другое дело, когда в школах, — комментирует доцент кафедры, кандидат педагогических наук Елена Давиденко. — Стопа ребенка формируется до 14 лет. А мы прямо с первого класса отрабатываем удар верхней и средней частью стопы. А это все ведет к плоскостопию и другим нарушением. Для девочек 5-6 класса программа предусматривает изучение элемента "прием мяча грудью". При том, что этот возраст — начало периода полового созревания, и удар по груди несет угрозу.

Физреабилитация вместо физкультуры

Дети не справляются с нормативами, принятыми в стране 30 лет назад. "Вот только один пример, — рассказывает Валерий Новак, методист Житомирского областного института последипломного педагогического образования, курирующий вопросы преподавания физической культуры. — В 1970-80 годы юноша должен был пробежать "стометровку" за 13,3 секунд, сейчас норматив — 14,6".

Уложиться в норматив среднестатистическому школьнику не позволяет слабое здоровье. Ситуация такова, что, по мнению некоторых специалистов, в нынешних школах уже пора больше заниматься физической реабилитацией, чем физкультурой.

"Если брать северные районы Житомирской области (наиболее пострадавшие от чернобыльской катастрофы – ред), — говорит Валерий Новак, — то там до 70% детей относится к специальной медицинской группе. Вообще же в каждой городской школе, где учится в среднем тысяча учеников, есть три-четыре спецгруппы по 13-15 человек". И как отметили нам в одной из средних школ Киева, эти специальные медицинские группы не создаются из-за экономии средств, которой требуют от школ райотделы образования. Да и работать в таких группах преподавателям сложно.

Если в районе для создания спецгруппы в школе достаточно 8 учеников, то в областном центре их нужно 15. Причем в такие группы, как правило, попадают учащиеся всех возрастов, которым приходится заниматься либо на нулевом уроке, либо на седьмом. Уделить всем внимание учителю сложно. Кроме того, если для таких детей и существуют специальные учебные программы, то учителей с соответствующим образованием практически нет — в общей программе педагогического вуза по специальности "Физическая культура" на лечебную физкультуру отводится в среднем лишь 24 часа.

Спортивный интерес

Из-за неудовлетворительного состояния спортивных площадок, отсутствия необходимого спортивного инвентаря футбол и баскетбол остаются единственными доступными спортивными играми для школьников. В волейбол часто не играют по причине отсутствия сеток, нет инвентаря для гандбола, да и учителя часто отказываются от занятий из-за высокой травматичности этой игры (было несколько случаев, когда падение невысоких ворот становилось причиной перелома основания черепа у детей). Не говоря уже об опасностях, да и сложностях широко используемой на уроках физкультуры работы по снарядной гимнастике.

Не хватает не только инвентаря, но и учителей — низкая оплата труда отталкивают от школ молодых специалистов. Сегодняшний уровень обеспеченности "физруками" в школе — 60-70%. При этом, говорит Галина Смолиус, в стране 60 факультетов выпускают учителей физического воспитания, уровень подготовки которых не соответствуют требованиям времени. Впрочем, есть и еще одна причина дефицита кадров – квалифицированному специалисту работать в школе неинтересно в профессиональном смысле. В школе у него нет возможности применить полученные знания, разнообразить преподавание. Ведь ко всем выше перечисленным проблемам физкультуру в ранге важности школьных предметов обычно ставят на последнее место.

Комментарий эксперта.

Татьяна Круцевич: Государственные стандарты по физкультуре установили критерии физподготовки, но не критерии здоровья

- Изменилась ли с внедрением новых государственных стандартов концепция физического воспитания в школах?

- К сожалению, нет, потому что стандарты, по сути, касались оформления программ. Они не изменили суть физического воспитания в школах, не повысив мотивацию детей, заинтересованность учителей физкультуры в своем труде, проведении внеклассной работы. Стандарты установили критерии физической подготовленности, но не критерии здоровья. Поэтому директор школы, не имея этих критериев, фактически не отвечает за здоровье своих учеников. А по статистике среди первоклассников около 8% детей по состоянию здоровья относятся к спецмедгруппе. К 11 классу стойкие нарушения осанки, да и целый букет хронических заболеваний имеют уже 30-40% учеников. Та же картина наблюдается в вузах. На первом курсе порядка 20-30% студентов зачисляют в спецмедгруппу. По мере обучения их количество увеличивается до 40%.

Причина этой ситуации в нарушении режима двигательной активности. В средней школе программа насыщена до предела. Все считают своим долгом ввести дополнительные предметы, не задумываясь о том, что это дополнительная нагрузка на школьника, который должен все время просидеть в обездвиженном состоянии. Не говоря уже о большом количестве домашних заданий, чего в иностранных школах практически нет.

При переходе из дошкольного учреждения в школу режим двигательной активности ребенка меняется кардинально. При этом от него еще и требуют сидеть весь день ровно, сложив руки на парту. Естественно, что через пять минут урока ребенок начинает искать себе удобное место, результатом чего становится искривление позвоночника. Детям не разрешают бегать на переменах. У младших школьников насильно подавляется двигательная активность, а к 5-6 классу, когда их приглашают в спортивные секции, дети уже этого не хотят, потому что выработалась привычка не двигаться.

- Какими, по вашему мнению, должны быть уроки физического воспитания в школах?

- Мы об этом говорим уже давно – пора менять сам подход к физвоспитанию. Мы в 2006 году разработали экспериментальную программу для младших классов. Но ее не приняло Министерством образования. Мы отказались от изучения видов спорта (как сейчас), а взяли за основу физвоспитания виды движений и назвали это "школой движения". Она позволяет удовлетворить потребность организма в двигательной активности, используя виды спорта как средства физического воспитания. Так, если, например, на уроке футбола всех детей просто заставляют гонять мяч, то мы предлагаем использовать футбольный мяч для овладения техникой движения. Ведь мячи имеют разные вес и форму, с ними можно двигаться по-разному. Так развиваются сенсорные функции, пространственные представления, да и занятия проводятся в виде игр, что детям всегда интересно.

- В чем отличие вашего подхода к видам спорта в школе?

- Для 1-4 классов мы не рекомендуем специализированные занятия, а наоборот предлагаем создание широкой базовой подготовки. А начиная с 5 класса, когда дети могут осознанно выбрать какой-либо вид спорта, то на третьем уроке физкультуры можно было бы развивать плавание, спортивные танцы, туризм, фитнес. Но почему-то в действующей школьной программе специализированные занятия мы находим только в старших классах. Зато вплоть до старшей школы имеем снарядную гимнастику. Скажите, кто из детей ходит на уроки физкультуры только для того, чтобы попрыгать через коня, козла, позаниматься на брусьях, бревне?

- Достаточно ли трех уроков физкультуры в неделю?

- Конечно, нет. Учтите, что физкультуру еще и ставят нулевым или последним уроком. А ведь важно, чтобы физкультура была в средине занятий, чтобы снять усталость с ребенка, дать ему взбодриться.

- Обеспечивается ли мотивация посещения учащимися детско-юношеских спортивных школ?

- Количество ДЮСШ в стране сократилось, а система отбора в них и преемственность между секционными спортивными занятиями и ДЮСШ нарушилась. Раньше учителя физкультуры проводили секционные занятия по легкой атлетике, спортивным играм, и т.д. Далее учитель, видя способных детей, рекомендовал их тренеру ДЮСШ. Но сейчас этого нет, потому что учитель не может проводить занятия по секциям. Сейчас, например, очень трудно набрать детей в ДЮСШ на легкую атлетику. Ведь представление о ней – это бег вокруг стадиона в начале каждого урока, низкий старт, стометровка, что в итоге вызывает у ребят отвращение.

- Нужна ли 12-балльная система оценивания?

- Вы знаете, нужна, это уже доказано. Чем больше баллов, тем больший интерес можно вызвать у ребенка в определении прогресса его достижений. Так что эту систему я приветствую, но она используется у нас неправильно, потому что в образовательных стандартах предусмотрена комплексная оценка по физкультуре. В 12 баллов входят и теоретические знания, и умения, и физическая подготовленность. Мы предлагаем иную систему, кроме всего названного, учитывающую еще и качество физического развития, из чего выводится средний балл. Но, самое важное, — ученика нужно оценивать не по тому, в какой коридор он попадает по нормативам. Все дети разные, у всех разные темпы развития. А нормативы для всех одинаковы. Как же можно оценивать одинаково, если детям они заведомо будут недоступны? Кто выше ростом, тот лучше прыгнет в длину, не тренируясь. Хотя при этом не сдаст стометровку, потому что у акселератов за ростом не успевают сердце и сосуды.

Мы предлагаем оценивать детей по приросту показателей относительно его исходного уровня. В начале учебного года фиксируем его результаты в обычных упражнениях – прыжок в длину с места или в высоту, бег на 30 метров. Ребенок не может пробежать тысячу метров, мы предлагаем ему функциональную пробу – 20 приседаний и фиксируем восстановление его пульса. Этот показатель четко определяет уровень его тренированности, его работоспособность. Мы предложили карту физподготовленности, куда ученик или учитель в начале года записывает показатели, а в конце семестра они измеряются снова. И в зависимости от прироста определяется, как ребенок работал в течение учебного года. При таком подходе на первый план выходит именно отношение к физкультуре, а не уровень физического состояния. И что важно, родители тоже могут следить за прогрессом своих детей.

- Как подходят к физкультуре в зарубежных школах?

- В Новой Зеландии в начальной школе, которая длится восемь лет, занятия детей различными видами спорта оценивается специальными поощрительными сертификатами. В России имеются школы, где уроки физкультуры проводятся по специализированным видам спорта, которые выбирают дети. В США также делается упор на спорт. Там вы не найдете таких уроков физкультуры, как у нас. Если в школе культивируется баскетбол, то подготовка команд идет планомерно и интенсивно, поощряется участие в соревнованиях. Спорт в США – это престиж и самореализация. Там нет и спецмедгрупп — люди с ограниченными возможностями занимаются вместе со здоровыми, потому что иначе это считается дискриминацией.

Татьяна Круцевич — заведующая кафедрой теорией и методикой физического воспитания Национального университета физического воспитания и спорта, профессор, доктор наук по физическому воспитанию и спорту, кандидат в мастера спорта по прыжкам в высоту, тренер по легкой атлетике. Она – один из главных оппонентов нынешней системы физического воспитания в школах.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!