Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Украинские тепловые электростанции полностью прекратили потребление газа. Такие первые результаты газовой войны с Россией. Согласно сообщению пресс-службы Минтопэнерго, ТЭС в своем производстве перешли на уголь. А в качестве его "подсветки" стали использовать мазут. Такая "переориентация" позволит сэкономить около 5 млрд кубометров газа в год.
Также правительство решило упростить процедуру закупки мазута для предприятий ТЭС и коммунального хозяйства. Еще на прошлой неделе Кабмин поручил региональным властям в сжатые сроки перевести теплогенерирующие предприятия на работу на резервном виде топлива – мазуте. Упростив процедуру его закупки и вернув лицензирование экспорта.
Что происходить сегодня на рынке мазута Украины "proUA" решил узнать у генерального директора государственного предприятия "Укрнефтехимпереработка" Владимира Емелина. Тем более, до последнего времени практически весь произведенный украинскими НПЗ мазут экспортировался. Поэтому, как утверждает ряд СМИ, запасы этого топлива в стране минимальные. И отечественные переработчики не смогут удовлетворить желание потребителей отказаться от газа.
- Готовы ли сегодня украинские НПЗ увеличить производство мазута для удовлетворения возрастающего спроса?
- У нас 9-го января прошло совещание в министерстве топлива и энергетики по вопросу обеспечения нефтеперерабатывающими предприятиями Украины мазутом потребителей. И заводы пошли навстречу правительству. Могу даже такой пример рассказать, что "ЛУКОЙЛ" (Одесский НПЗ – "proUA"), по просьбе Минтопэнерго, отложил один из экспортных контрактов, чтобы направить мазут украинским потребителям. О готовности увеличить его производство и другие заводы. Насколько мне известно, Лисичанский НПЗ готов предложить более 50 тысяч тонн этого топлива. Примерно столько же – Кременчугский НПЗ.
То есть, на сегодняшний день НПЗ около 100 тысяч тонн мазута готовы направить для обеспечения внутреннего рынка. Например, как топливо для котельных.
- Почему в Украине сложилась ситуация, что 90% нашего мазута отправлялось на экспорт?
- Дело в том, что когда в свое время многие предприятия энергообеспечения перешли на газ. И, естественно, потребность мазута в Украине резко упала. Тогда заводы переориентировали свою продукцию на экспорт.
Надо понимать, что экспорт – это долгосрочные контракты, связанные серьезными как финансовыми, и, можно так сказать, и политическими (потому, что это имидж компаний). Ведь мазут Украине, проще говоря, ранее был не нужен.
Отмечу, что заводам сегодня выгоднее отправлять мазут на экспорт. По одной причине – валютная выручка. Ведь проблема сегодня купить валюту в Украине. И по какому курсу. А за нефть нужно рассчитываться не гривнами.
- И что на встрече в Министерстве просили взамен нефтяники. Или вернее, предлагали правительству поспособствовать в решение их проблем?
- Именно просили. И главное – снизить железнодорожные тарифы на грузовые перевозки. Потому, что, не смотря на падение цен на нефтепродукты, ж/д тарифы увеличились за последнее время на 60%. И перевозить сегодня достаточно дорого. В цене нефтепродуктов сегодня очень высокая составляющая именно железнодорожных тарифов.
Например, Кременчуг часть нефти импортирует через порт. И в порты же потом везет на экспорт мазут. То есть, они дают прилично заработать железной дороге. На ровном месте. И все это ложится потом на потребителей.
Поэтому, я думаю, что тарифы можно пересмотреть. Ведь когда их повышали, что стоимость тонны дизтоплива доходила до восьми тысяч. А сегодня она столько не стоит.
- Какие сейчас цены на мазут?
- На прошлой неделе цена была около 2200 гривен за тонну.
- А экспортные?
- На мировых рынках мазут с содержанием серы 3,5% в конце прошлой недели стоил 196 долларов. То есть, в Украине сегодня цена на мазут среднемировая. Но, уточню – это было на прошлой неделе.
- Вы сказали, что сегодня украинские НПЗ могут направить на внутренний рынок (с учетом закрытия своих экспортных контрактов) около 100 тысяч тонн мазута. А какое потребление этого топлива в Украине было до "газовой войны"?
- Да давно мазут не покупают. Очень давно. Вот в чем вопрос. Но на сегодняшнюю ситуацию нужно смотреть и под другим углом. Если содержание серы в топливе выше 3,5%, и вы им будете топить в Киеве, все вокруг будет желтым. И не надо забывать про экологию. Ведь серу из мазута никуда не денешь. И это очень серьезно.
- И какой в основном мазут сегодня производят наши НПЗ?
- Вот такой и производят – М100. В свое время, когда топили в Украине мазутом (это в 90-е годы), то в основном заводы делали "сороковый" мазут. Там совершенно иное содержание серы – меньше. И там значительно выше содержание дизельного топлива было. И, конечно, его сжигание так не сказывалось на экологии.
Поэтому, здесь есть проблема. И одно дело в поле топить, другое – в центре Киева.
- А куда тогда используют наш мазут зарубежные заказчики?
- И в переработку берут. И топят также. Но в основном, для дальнейшей переработки.
- На сколько вы прогнозируете рост спроса на украинский мазут со стороны потребителей?
- Я не энергетик, я – нефтепереработчик. И могу лишь повторить, что НПЗ заявили о готовности сотрудничать с правительством в вопросе поставок мазута на внутренний рынок. Но здесь нужно понимать, технологически перейти предприятиям с газа на мазут – тоже непростой вопрос…
Обсуждения
Новости партнеров
Новости