Главная Новости Политика Игорь Лупальцов: «Мир оказался не готов торговать квотами»
commentss НОВОСТИ Все новости

Игорь Лупальцов: «Мир оказался не готов торговать квотами»

7 апреля 2009, 09:49
Поделитесь публикацией:
Игорь Лупальцов: «Мир оказался не готов торговать квотами»

Глава украинского Национального агентства экологических инвестиций рассказал, что желающих продать квоты по Киотскому протоколу больше, чем желающих их купить.

Глава украинского Национального агентства экологических инвестиций (НАЭИ) Игорь Лупальцов стал первым в истории планеты чиновником, которому удалось добыть деньги из воздуха.

18 марта Нацагентство договорилось с государственной японской Организацией по разработке новых энергетических и промышленных технологий (NEDO) о продаже ей 30 млн. тонн единиц установленного количества выбросов за 4,5 млрд. грн. Половина этой суммы поступит на украинские счета уже в мае. Почему Киотский протокол заработал лишь сейчас, и что его ожидает в будущем — в интервью руководителя НАЭИ.

- Киотский протокол разрешал странам торговать квотами еще в 2008 г. Почему же не было ни одной сделки в прошлом году?

- Украина выполнила условия приемлемости для получения права эмиссионной торговли по ст.17 Киотского протокола только 27 апреля 2008 г. Реестр единиц установленного количества мы включили только в сентябре, а без реестра, как вы понимаете, торговля была невозможна.

Но если бы так было только у нас! Такая ситуация – по всему миру. По большому счету мир оказался не готов к 2008 г. торговать квотами. Чтобы обойти конкурентов, украинское правительство в прошлом году приняло более 20 нормативно-правовых актов в виде постановлений и решений правительства. Агентство выпустило более 40 своих распоряжений, создало национальную процедуру для проектов совместного осуществления (торговля сокращениями выбросов частными компаниями – ред.) по системе Track 1.

- Кто будет контролировать расходование средств?

- Исключительно правительство Украины. Перечень проектов согласуется с японской стороной и утверждается решением Кабинета Министров Украины. Порядок использования полученных денежных средств также утверждается правительством Украины. По сути, контроль получается многоуровневый. Это и украинские органы, традиционно контролирующие расходование бюджетных средств (КРУ, Счетная Палата и проч.) Затем, независимые экспертные организации, к которым может обратиться любая компания, у которой возникают сомнения в правильном расходовании средств. И – последнее – экспертные организации, которые отбирает японская сторона по контролю над осуществлением проектов! Если что-то некорректное будет замечено, счета просто будут заблокированы — японцы имеют право блокировать деньги.

- Можем ли мы продать Японии еще больше квот на выбросы в этом году?

- Если мы докажем нашему инвестору – Японскому государству, что мы в состоянии правильно распоряжаться деньгами, то, да, возможны новые контракты. Прогнозная потребность – около 300 млн. тонн, которые они покупают в разных странах, диверсифицируя свои риски. Часть из них они покупают через проекты Механизма Чистого Развития (МЧР) в Китае, Индии, странах Латинской Америки. Также Япония ведет переговоры о покупке квот с Венгрией, Румынией и Чехией, и что-то там наверняка купит. То есть они диверсифицируют источники поступления углеродных единиц.

- Сегодня на рынке больше желающих продать или купить квоты?

- Предложение квот в несколько раз превосходит спрос. У России к продаже готово практически 3 млрд. тонн единиц установленного количества выбросов (ЕУК — единица загрязненных выбросов, равная одной тонне эквивалента СО2, — ред.). У нас потенциально возможно 1-1,5 млрд. тонн, в Польше – 200 млн. тонн, в Чехии – 100 млн. тонн, в Румынии – 75 млн. тонн, в Венгрии около 50 млн. тонн. И это не из-за кризиса, это из-за баланса выбросов в мире. Усложняет ситуацию то, что Европа категорически запрещает своим компаниям покупать и продавать наши квоты, потому что без озеленения — это просто "горячий воздух". Его продажа не приводит к реальному снижению выбросов.

- Раньше появлялись сообщения также о продажах квот отдельными компаниями..

- Мы говорим о разных механизмах. Сделка, о которой мы говорили вначале, касается 17 статьи Киотского протокола, когда государство продает излишки ЕУК другому государству или же компании, которую другое государство уполномочило. А есть ещё статья 6 Киотского протокола, которая регулирует проекты совместного осуществления.

Во втором случае речь идет о проектах, которые на свой страх и риск заключают между собой частные компании. Они инвестируют собственные деньги, сокращают выбросы, причем мы как государство в этот процесс не вмешиваемся. Мы регулируем только нормативную базу и ждем, когда представители компаний к нам придут с международными заключениями.

На основе этих заключений мы перечисляем единицы сокращенных выбросов с одного реестра в другой, то есть наше участие тут минимально. Основное тут – отчет независимых экспертов. Этих экспертов аккредитовал Секретариат Рамочной Конвенции ООН по изменению климата. Это компании с огромными оборотами и мировой репутацией, поэтому подкупить их невозможно. Заключениям этих компаний доверяет ООН, соответственно, безоговорочно доверяем и мы.

- Сколько таких проектов уже существует?

Всего у нас есть 3 проекта совместного осуществления, которые окончательно прошли все стадии по TRACK 2 (механизм реализации квот для частных компаний, — ред): шахта им. Засядько, ИСТИЛ и Подольский Цемент. И около 125 проектов сейчас находятся в разных стадиях осуществлениях. Большинство из этих проектов будет переходить на национальную процедуру TRACK 1, что существенно сократит сроки прохождения проекта.

- Цены на единицы выбросов, которыми торгуют предприятия, отличаются от цен, по которым заключили сделку Украина и Япония?

- В каждом конкретном случае цены разные. Дело в том, что каждая такая единица имеет свое происхождение, свои затраты на свое создание. У единицы в Китае одна цена, в Европе – другая, у нас – третья.

На цены очень повлиял кризис, резко упал спрос. К примеру, европейские сокращения в прошлом году стоили под 30 евро за тонну единиц выбросов, а сегодня они стоят только 9 евро (Япония заплатит Украине по цене 10 евро за тонну ЕУК, — ред).

Цены на выбросы определяются на биржах. Сегодня они работают практически во всех развитых странах. Там можно посмотреть и расценки. Самые известные: Франкфуртская биржа, Парижская, Лондонская климатическая биржа… И на этих биржах торгуют уже посредники, брокеры. Предприятия сами этим не занимаются.

- Существуют и производные ценные бумаги на этом рынке?

- Могут быть и производные бумаги, совершенно верно. Если бы не кризис, то и мы начали бы выпуск целой серии ценных бумаг на базе наших углеродных активов. Но, к сожалению, финансирование у нас урезали, и мы в этом году этим не занимаемся.

- В каком смысле урезали финансирование?

- Агентство молодое, финансирования на развитие сейчас ноль – только зарплаты, помещения для работы не предусмотрены… Хотя по штатному расписанию у нас 100 человек, и структура на бумаге была создана ещё в 2007 году, первый набор людей на работу закончился в мае 2008 года! До этого было человек десять всего: бухгалтер, отдел кадров, руководитель. В таком виде Агентство не могло заниматься стратегией Киотского протокола, конечно. Обходились помощью советников, энтузиастов, а полноценной структурой Агентство начало становиться только в мае. Тогда мы набрали на работу специалистов, начальников отдела, началась создание настоящего центрального органа исполнительной власти.

- Финансирование на заграничные поездки тоже урезали?

- Да какие там поездки. Первый раз мы летали по приглашению японской стороны, и всю поездку финансировало их правительство. А во второй раз, когда была большая делегация. Это, конечно, не добавляет авторитета нашему Агентству в глазах иностранных партнеров.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!