Бориспольская монополия. Невиртуальная реальность

Аэропорт Борисполь стоит на пороге крупного финансового скандала. "Кровь" любого авиапорта – топливо – здесь разливают по астрономическим ценам.

По данным Международной ассоциации перевозчиков (IATA), в Европе нет ни одного аэропорта, где бы стоимость авиатоплива превышала 430 долларов за тонну. В столичном аэропорту эта цена почти в полтора раза выше – около 700 долларов за тонну. И, как говорится, ни шагу назад. При этом, не следует забывать, что ГП МА "Борисполь" – это не только главные воздушные ворота страны, но и также стратегический объект, имеющий значение для национальной безопасности страны. Кроме того, его доля в грузовых и пассажирских авиперевозках Украины около 80 %. Ныне Генеральным директором является Шахсуваров Борис Рафаилович.

Краткая справка: К моменту назначения на должность, Шахсуваров Борис Рафаилович был управляющим директором российского "Домодедово Эрпорт Хендлинг". Некоторое время работал в "Борисполе" и.о., постоянно летая из Москвы в Киев. Тогда же качнулся, было, скандал по поводу двойного гражданства Шахсуварова, СБУ взялась проверять информацию, но вскоре дело удалось замять.

Естественно, формально ГП МА "Борисполь" не продает авиатопливо и не оказывает услуги по заправке. Более 10 лет назад была запущена и успешно функционирует посредническая схема "СП". В середине 90-х годов прошлого века госпредприятие МА "Борисполь" и "Укртатнефть" создали СП: "КРЕменчуг + БОрисполь = КРЕБО", причем 78% уставного капитала изначально было отдано нидерландской компании Movida Intl Holdigs And Finance B.V., и по 11 % осталось у "Укртатнефти" и "Борисполя". Первый раз сложившееся положение дел получило огласку в 2007 году. Тогда прокатился ряд скандалов с внутренними и международными авиакомпаниями из-за неуправляемого и практически необоснованного повышения цен на топливо и услуги заправки. Авиаперевозчики сокращали рейсы и объемы услуг. В итоге - Антимонопольный комитет оштрафовал двух реализаторов авиатоплива за злоупотребление монопольным положением. А СП "Кребо" сменило директора. Им стал некто Петр Дмитриевич Столяр, который и по ныне совмещает эту должность со службой на благо кременчужан. Чуть позже в аэропорт возвращается господин Шахсуваров.

Краткая справка: Первым директором "Кребо", а по некоторым данным также и хозяином упомянутого выше нидерландского оффшора, был небезызвестный в топливно-бензиновых кругах Владимир Матицын, хорошо знакомый не только с господином Столяром, но также и с господином Шахсуваровым.

C возвращением экс-директора в "Борисполь" начались "нехитрые" и не вызывающее подозрений перезаключения целого ряда договоров. И уже к середине 2008 года "Кребо" со своим оставшимся отечественным учредителем "Укртатнефтью" при содействии администрации аэропорта стали полноправными хозяевами "Борисполя". Неоднократные попытки других производителей авиатоплива стать равноправными партнерами госпредприятия так не увенчались успехом, а с начала 2009 г. они вовсе вынуждены соблюдать навязанные в "Борисполе" правила игры или – уходить с рынка.

На сегодня в столичном аэропорту не только самое дорогое в Европе топливо (АТ "Укртатнефть" реализует авиационное топливо в ДП МА "Борисполь" по 5253,13 грн./тонну, хотя для общегосударственного рынка эта цена почти на 20 % ниже и составляет всего 4221,04 грн./ тонну. Кроме того, предприятие регулирует объемы прямых поставок в сторону уменьшения, позволяя своему "ребенку" ЗАТ СП "Кребо" реализовать свой продукт, но с заправкой воздушных суден, уже по цене почти в 7000 грн.), но и цена услуги по заправке на борт (480 грн. на каждой тонне топлива)!

см.здесь и здесь)

- дважды Первый вице-премьер-министр Александр Турчинов давал поручение Иосифу Винскому навести порядок на предприятии, подконтрольном его Министерству.

- активное участие в расследовании обстоятельств, сложившихся вокруг аэропорта, принял профильный Комитет ВР по вопросам экономической политики. Именно по его инициативе уже больше года правоохранительные и фискальные органы ведут сбор оперативной информации и документируют нарушения законодательства Украины в хозяйственной деятельности вокруг Борисполя.

- вскоре АМКУ будет принимать решение (см. док. 1 и док. 2). Будем надеяться, что в нашу с вами пользу! И что, возможно, изгнание "монополистов" из ГП АМ "Борисполь" станет самым громким делом этого ведомства не только в этом году, а возможно и за последнее десятилетие.