Главная Новости Политика Под взглядом «большого брата»
commentss НОВОСТИ Все новости

Под взглядом «большого брата»

7 мая 2009, 09:11
Поделитесь публикацией:
Под взглядом «большого брата»

Фиксация нарушения Правил дорожного движения видеокамерами нарушает более важные права водителя — его права человека

За последний год количество видеокамер в украинских мегаполисах выросло в десятки, а то и сотни раз. Интересно, что бум видеонаблюдения случился уже в кризис — практически одновременно с введением новых штрафов за нарушение Правил дорожного движения минувшей осенью.

"Только на дорогах Киева, начиная с декабря 2008 года, появилось около 70 новых видеокамер, — утверждает Виталий Мащенко, постоянный автор одного из столичных Интернет-сайтов, отслеживающих ситуацию на столичных дорогах. — И это в кризис. У меня и моих коллег нет сомнений в том, что на такие траты государство идет лишь потому, что знает — деньги в виде штрафов вернутся сторицей". Впрочем, чиновники и не скрывают своих мотивов. "В соответствии с законом, принятом минувшей осенью, половина штрафов за нарушение ПДД попадает в городской бюджет, а это по меньшей мере 100 млн грн. В Киеве уже установлено более ста камер наблюдения. А через два года на всех 570 перекрестках столицы мы планируем установить до 5 тысяч видеокамер. Мы наладили взаимодействие с Госавтоинспекцией — передаем информацию, которая поступает с перекрестков на наш сервер стражам порядка в он-лайн режиме. По нашим оценкам, система видеонаблюдения и фотофиксации нарушений правил дорожного движения позволит уменьшить аварийность на дорогах на 15% и на 20-30% сократит задержки в движении общественного транспорта", — уверяет первый заместитель мэра Киева Денис Басс.

С позиции законопослушного гражданина ничего страшного в буме видеонаблюдения на дорогах нет. Казалось бы, чем больше камер установят, тем дисциплинированее будут лихачи-водители — штрафы ведь немалые. Вот только в подобной логике есть несколько слабых мест.

Во-первых, как выясняется, камеры не всегда правильно фиксируют скорость, а значит, так называемое "письмо счастья" (постановление об административном правонарушении) может придти к водителю, ничего не нарушавшему. Во-вторых, места, где ведется видеонаблюдение, до сих пор не обозначены знаками. С точки зрения европейского права, скрытая съемка человека без предупреждения — нарушение прав человека. А с точки зрения здравого смысла, водители-лихачи, которые не знают о том, что их снимает скрытая камера, не ощущают сдерживающего фактора и продолжают гнать на предельных скоростях, обгонять через сплошную, ездить по тротуарам и газонам. И если случайно замечают камеру, то бьют по тормозам, создавая аварийную ситуацию для идущих сзади машин.

Многие автолюбители считают, что на дорогах Украины установлены несколько видов стационарных камер. Мол, одни просто передают видео на милицейские пульты, другие работают как радары, а третьи делают фото машин нарушителей.

Видеокамеры действительно разные, но не по принципу работы, а всего лишь по внешнему виду, так как закуплены в разных странах — производителях.

"Обычная дорожная видеокамера, конечно, может вести и видеонаблюдение, и фотографировать нарушителя скорости, так как во все из них встроен радар, — говорит Андрей Мельник, специалист фирмы "Форт-М", занимающейся продажей и установкой систем сигнализации и видеонаблюдения.

Однако на многих перекрестках Киева устанавливают две и больше камер, например, на перекрестке возле кинотеатра "Киевская Русь" их висит целых 11 штук! В реальности одни камеры действительно только следят, другие только фотографируют. Дело в том, что, переключаясь с одной функции на другую (с постоянной записи на фото нарушителя и наоборот), камере нужна некоторая пауза, а потому она не всегда может работать в реальном времени. Поэтому и вешают сразу несколько камер, одни их которых постоянно передают видеозапись на диспетчерский пульт в разных ракурсах, а другие щелкают нарушителей, причем тоже не одного, а двух или трех, едущих с разных направлений и с разной скоростью.

Но если вы видите, что висит только одна камера, можете не сомневаться: эта точно попытается поймать вас на нарушении ПДД.

Помимо стационарных, есть еще и мобильные камеры — уже ставшие знаменитыми приборы "Визир" питерского производства.

Работает он просто: гаишник привычным движением руки направляет его на идущие навстречу машины, фиксируя скорость движения авто и заодно фотографируя потенциального нарушителя.

Вот только незадача: прибор имеет в несколько раз большую дальность определения скорости радаром, чем дальность фотографирования. И угол охвата радиолокационным лучом намного шире, чем зона съемки фото- или видеокамерой.

В итоге, часто машина, идущая впереди с разрешенной скоростью, фотографируется, как нарушитель, потому что прибор приписывает ей скорость идущей далеко позади фуры. А все потому, что радарное устройство "Визира" ловит либо наибольший по размерам, либо самый быстрый объект в поле своего "зрения".

В Европе подобными приборами уже давно не пользуются, зная об их несовершенстве. Там нарушителей фиксируют исключительно стационарными видеокамерами, которые смотрят сверху вниз, что исключает возможность сфотографировать одну машину, а зафиксировать скорость другой, идущей сзади.

В Украине состоялось уже несколько судебных разбирательств о незаконно выписанных штрафах, основанных на данных "Визира". Примечательно, что все они закончились в пользу автовладельцев. Тем не менее, гаишники продолжают использовать "Визир" для выявления нарушителей. Правда, теперь стараются ловить одиноко идущие машины. Вот только много ли в Украине осталось настолько свободных трасс, где машины едут друг от друга с интервалом в полкилометра? А ведь именно такова дальность радара "Визира".

Что делать жертве фотофиксации нарушения, которого на самом деле не было?

"Автолюбители должны знать: сообщение о правонарушении должно приходить с уведомлением, утверждает юрист адвокатской конторы "Зельдин и Валенко" Евгений Володарский. — Кроме того, в этом так называемом "письме счастья" должны быть указаны все выходные данные: номер прибора и место, где он установлен, а также время и дата нарушения. На фото должен быть четко видна машина и ее номер. Если чего-либо этого нет, постановление можно и нужно обжаловать в суде".

И если вы получили известие, что вас поймали "Визиром", можно смело подавать в суд.

"В статье 14-1 Кодекса Украины об административных нарушениях говорится о том, что "заочное" вынесение постановлений в отношении собственника транспортного средства возможна только в том случае, если нарушение зафиксировано средствами, работающими в автоматическом режиме, то есть без участия человека, — говорит адвокат Вадим Володарский. — Если же инспектор поймал вас "Визиром", он обязан остановить вас на месте нарушения и лично проинформировать об этом".

Если же вас "щелкнули" стационарной видеокамерой, тут, увы, не отвертеться. Правда, с юридической точки зрения в наших законах и подзаконных актах полно дыр. Например, если на присланном фото не видно ваше лицо, то, наняв опытного адвоката, можно избежать штрафа после долгих разбирательств и, возможно, судов.

И, наконец, о последнем "ноу-хау" гаишников — фотографировании припаркованных авто под таким ракурсом, что на фото машина стоит в запрещенном месте. Здесь "противоядие" простое: не поленитесь, выйдя из своей машины, щелкнуть ее на мобильный телефон в правильном ракурсе, причем захватив в кадр стоящие рядом авто и другие ориентиры на местности. Займет это у вас не больше 10 секунд, зато в случае конфликта с ГАИ аргумент у вас будет той же силы — фото против фото.

Для примера приводим перечень мест в центре Киева, где установлены камеры

Парковая дорога (на подъезде к пересечению Днепровского спуска с аллеей Героев Крут). 60 км/час

Арсенальная пл. — ул. И. Мазепы. 60 км/час

Пл. Славы (по направлению от гостиницы "Салют" к Киево-Печерской лавре). 60 км/час

Кловский спуск (между зданиями №№ 8 и 10). 60 км/час

П. Орлыка Ул. — Виноградный пер. 60 км/час

Улицы Арсенальная — Кутузова 60 км/час

Пл. Л. Украинки. 60 км/час

Б-р Л. Украинки (напротив зданий №№ 9,14 и 16). 60 км/час

Ул. Бассейная — Шелковичная — Мечникова — б-р Л. Украинки (по направлению кул. Шелковичной). 60 км/час

Улицы Ш. Руставели — Бассейная. 30 км/час

Ул. П.Скоропадского (недалеко от съезда на ул. Бассейную). 60 км/час

Улицы П.Скоропадского — Б. Васильковская. 60 км/час

Улицы Саксаганского — Б. Васильковская. 60 км/час

Улицы Рогнединская-Эспланадная (в р-не Дворца спорта). 60 км/час

Улицы Тарасовская -Жилянская. 60 км/час

Ул. Жилянская (перед съездом на ул. Короленковскую). 60 км/час

Ул. Владимирская — Владимирский проезд. 60 км/час

Михайловская пл. 60 км/час

Пересечение улиц Крещатик и Институтская (в начале пл. Независимости). 60 км/час

Ул. Владимирская — б-р Шевченко (направление от Бессарабской пл. — к пл. Победы). 60 км/час

Пл. Европейская (по направлению с ул. Грушевского). 60 км/час

Ул. Грушевского (напротив центрального входа на стадион "Динамо", направление к Верховной Раде). 60 км/час

Ул. Грушевского (напротив Кабмина). 60 км/час

Ул. Грушевского (Недалеко от Кабмина, в сторону Верховной Рады). 60 км/час

Ул. Крещатик (напротив КГГА). 60 км/час

Пл. Бессарабская (направление б-ра Шевченко). 60 км/час

Пл. Л.Толстого (в направлении с ул. Толстого). 60 км/час

Пл. Софийская (направление от здания ГУ МВД в сторону ул. Прорезной). 60 км/час

Пл. Михайловская (угол между Владимирским проездом и ул. Михайловской). 60 км/час

Ул. Грушевского (недалеко от Крепостного переулка). 60 км/час

Парк Шевченко (напротив памятника Шевченко, красный корпус университета). 60 км/час

Ул. Богомольца (в районе здания № 10. Три камеры). 60 км/час

Пл. Контрактовая (со стороны Киево-Могилянской академии). 60 км/час



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!