Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
И делать это нужно за счет доходов следующего года, к тому же с риском скачка инфляции.
Операция по поиску денег на Евро-2012 началась еще в начале прошлой недели.
Сразу после этого о конкретных механизмах освоения миллиардов договаривались уже замглавы фракции БЮТ Андрей Кожемякин (доверенное лицо первого вице-премьера Турчинова), замглавы фракции Партии регионов Борис Колесников (доверенное лицо Рината Ахметова) и и.о. главы Минфина Игорь Уманский.
Боссы ПР и БЮТ даже сочинили законопроект о печатании Нацбанком 9,8 млрд грн. на еврофутбольные стройки. А также составили конкретный перечень объектов и роспись сумм на каждый из них. Впрочем, один из героев законотворчества Колесников не захотел отвечать на конкретный вопрос "proUA", мол, не хочет никого ни с кем ссорить этими деньгами. Но фактически он подтвердил информацию депутатов о том, что Донецк получит самый жирный куш – половину из этих самых десяти миллиардов.
Впрочем, "распил" еще впереди. А сейчас о самих миллиардах, которые могут резко взвинтить инфляцию. Об их происхождении "proUA" рассказал один из опытнейших экономистов БЮТ нардеп Юрий Полунеев.
- В какие города и в какой пропорции будут направлены будущие 9,8 млрд грн.?
- В города, которые примут матчи Евро – Киев, Львов, Харьков, Донецк, а также в Днепропетровск на достройку метрополитена. Деньги пойдут на инфраструктурные объекты – аэропорты, мосты, дорожные развязки, парковки. Изначально планировалось, что деньги будут делить поровну.
- Депутаты говорят, что только Донецку отойдет минимум четыре из десяти миллиардов…
- Я не знаю окончательных цифр, ведь их делили где-то в другом месте (см. выше о встрече Кожемякина, Колесникова и Уманского – "proUA").
- Когда эти деньги должны поступить на объекты?
- Я так думаю, что, если не будет вето, то первые деньги пойдут в конце июля (в законе говорится, что Нацбанк должен перечислить в бюджет 3,4 млрд грн. до 20 июля, еще 3,4 млрд до 20 октября и 3 млрд до 10 декабря – proUA).
- Какова природа этих денег от Нацбанка?
- Нацбанк в результате целого ряда операций ожидает получение существенной прибыли. Источники прибыли названы в законопроекте. Это процентные доходы по кредитам рефинансирования, а 60 миллиардов очень серьезная сумма…
- Вы говорите об уже проведенном рефинансировании банков?
- Конечно. Считайте, что по этим 60 миллиардам должно быть 12-16% годовых. Плюс правительство платит Нацбанку проценты за государственные облигации, которые НБУ постоянно выкупает у Минфина. Подсчитали, что это около 10 миллиардов гривень только по этому году.
Раньше эта прибыль перечислялась в бюджет по итогам финансового года (в следующем бюджетном году после отчетного – "proUA"). Этим законом постановили перечислять прибыль авансом. И не целиком, а квартальными траншами.
В этом есть определенная натяжка. Но она оправдана с точки зрения экономической логики. Сказались особенности подготовки к Евро-2012 (за два года частных инвестиций так и не появилось, а государство не платило, что и привело к срыву всех сроков подготовки – "proUA"). Также в стране кризис. А тут речь идет о живых деньгах. Так зачем ждать до конца года, чтобы их получить, когда они нужны сейчас?
- Если речь идет о процентах от рефинансирования банков, то их нужно еще получить с самих банков. Но они же закладывали выплату по итогам года. Как из них выбить эти деньги раньше срока? Или этого не будут делать?
- Думаю, это не нужно. Очевидно, Нацбанк саккумулирует эти средства через эмиссию.
- Спасибо, что сказали это слово! Почему все стесняются его употреблять, говоря об источниках средств.
- Ну, а что здесь такого? Создавать деньги из ничего – это право любого Центробанка любой страны.
Вопрос для чего эти деньги использовать? Если для увеличения денежной массы в обращении, то это чисто инфляционные деньги. Если для закупок товаров и услуг, создания добавленной стоимости, обеспечения рабочих мест, то это нормально.
Другой вопрос, что под эмиссию Нацбанк ожидает поступления реальных денег. Если хотите, это форвардная операция.
Ничего катастрофического в этом нет. В своих статьях я говорил, что Нацбанк для поддержки реального сектора должен сделать в этом году эмиссию как минимум на 70-100 миллиардов гривень. Но просто так он не может это сделать. Государство должно увеличить дефицит, Минфин — профинансировать его выпуском облигаций, которые должны быть выкуплены Нацбанком. И таким образом будут созданы деньги.
Если эти деньги будут использованы в реальном секторе, то это позволит хоть как-то смягчить последствия кризиса.
Мы видим, что по итогам первого квартала падение ВВП более 20 процентов. Это ка-та-стро-фа! Это беспрецедентно, таких темпов падения ВВП нет ни в одной стране мира! По итогам года падение, возможно, будет меньше. Ведь первый квартал следовал за пиком кризиса. Но если бы в то время была договоренность правительства с Нацбанком о совместных действиях по поддержке реального сектора – создать деньги, увеличить бюджет, пополнить оборотные средства предприятий, профинансировать проекты целевыми кредитами – результат был бы лучше…
- Тогда все боялись, что правительство направит все эти деньги на социалку и прямые выплаты населению. А это были бы инфляционные деньги.
- В этом, конечно, есть опасность. Но для этого и существуют механизмы контроля, целевые программы, госбанки, через которые деньги бы шли на проекты. Поэтому в самом факте выпуска Нацбанком денег для инфраструктурных проектов логика железная.
- Тогда возникает вопрос. Например, такой инфраструктурный проект как достройка метро в Днепропетровске, стоит, условно говоря, миллиард. Но он будет освоен за несколько лет. Какой резон выделять всю сумму именно сейчас?
- На общем казначейском счете деньги держать нельзя, ведь в случае возникновения разрывов финансирования есть искушение эти деньги потратить. Поэтому этот "миллиард" будет размещен самим государством на депозите в уполномоченном государственном банке. Думаю, это будут Укрэксимбанк, Сбербанк, Украинский банк реконструкции и развития. То есть, деньги по каждому проекту будут размещены на депозите и будут осваиваться по графику.
- Зачем класть на депозит всю сумму, если можно сейчас не делать сверхусилий и выделить часть, которая будет освоена в этом году?
- Во-первых, если есть возможность получить деньги сегодня, то нужно их брать. Ведь мы не знаем, что будет завтра.
Во-вторых, нужно продемонстрировать УЕФА, что у нас есть источник мобилизации больших инвестиций. Мы покажем европейцам, что деньги уже есть, это гарантия финансирования объектов при любых обстоятельствах.
Ведь если мы покажем, что у нас есть политическая воля, и мы сегодня финансируем сто миллионов, а завтра планируем еще сто, то возникнет вопрос: а будет ли завтра политическая воля?
- Насколько я понимаю, деньги НБУ должны были быть учтены в бюджете-2010. Но сейчас их банально перенесли на этот год. По сути, речь идет о том, что в следующем году доходы бюджета будут меньше на 9,8 млрд грн. Получается, что вы отнимаете доходы у будущего года?
- Не совсем верно. Эти деньги все равно прошли бы по бюджету 2009 года, ведь прибыль получена в этом году.
- Но она же не учитывалась в доходах бюджета на этот год! Обычно прибыль Нацбанка за текущий год учитывается в бюджете следующего года.
- Я так понимаю, что бюджетный процесс не дискретный, он неразрывен. Деньги все равно поступили бы на счета Госказначейства. Вопрос: когда? А сегодня они нужны, чтобы показать, что они есть. Ведь у нас ситуация с Евро-2012 такая – последний поезд уходит с перрона.
Может это не совсем обычный путь, к нему могут быть вопросы. Да, возможно, нужно беспокоиться об инфляционной составляющей. Но повторюсь — если речь идет об инфраструктурных проектах, то инфляции здесь нет.
P.S. Как стало известно "proUA" из источника в Секретариате Президента, на Банковой "в первом приближении против финансирования Евро-2012 за счет эмиссии Нацбанка. Поэтому или должен быть найден другой механизм, или можно ожидать президентского вето".
Обсуждения
Новости партнеров
Новости