Главная Новости Политика Особенности политического ресурсоведения — 2009
commentss НОВОСТИ Все новости

Особенности политического ресурсоведения — 2009

4 сентября 2009, 10:07
Поделитесь публикацией:
Особенности политического ресурсоведения — 2009

Достичь паритета с Юлией Тимошенко в отношении админресурса Виктор Янукович не сможет без помощи действующего Президента Виктора Ющенко

Президентские кампании 2004 и 2010 годов кардинально разнятся самой конструкцией административного ресурса. На прошлых выборах в интересах одного кандидата действовала жесткая ресурсная вертикаль снизу вверх, ранее выстроенная в интересах главы государства Леонида Кучмы и фактически доставшаяся тогдашнему премьеру Виктору Януковичу в наследство. Сегодняшний админресурс более распылен между властью и оппозицией, да и в самой властной системе выделяются президентский, премьерский и местный его сегменты. Что, безусловно, снижает эффективность использования админресурса, но отнюдь не уменьшает соблазн попользоваться им власть предержащими всех мастей

Ресурс начальства

Во времена Кучмы в интересах избирательных кампаний работали все — от начальников жэков до премьера, от участковых милиционеров, рядовых врачей и учителей до министров, от сельских голов до депутатов парламентского большинства. Стержнем пирамиды, вокруг которого, собственно, и концентрировался админресурс, были областные и районные госадминистрации. После "оранжевой революции" система утратила стройность и начала давать сбои, впрочем, степень влияния на процесс губернаторов (в случае особой необходимости) осталась высокой, что, например, подтвердили выборы в Тернопольский облсовет этого года.

Единственная проблема — мотивация. Раньше над главами ОГА и РГА довлел страх быть уволенными после выборов. В нынешних же условиях, когда Президент Виктор Ющенко потерял даже теоретические шансы переизбраться на второй срок, местные руководители дезориентированы и совершенно не готовы включать во время выборов имеющиеся административные рычаги. То есть вариантов поведения для губернаторов осталось два: либо самоотстраниться от активного процесса, либо перейти вместе с имеющимся ресурсом к новому "хозяину".

У обоих фаворитов президентской гонки Юлии Тимошенко и Виктора Януковича, по сути, нет своих глав ОГА (исключение составляет губернатор Луганщины, член ПР Александр Антипов, но он тоже не раз демонстрировал свою гибкость), разве что есть свои люди на уровне заместителей. Видимо, выстраивание отношений с губернаторами будет возложено на руководителей региональных избирательных штабов. Хотя больше возможностей в этом плане все же у команды Тимошенко — Юлия Владимировна как премьер является наряду с Президентом непосредственным начальником глав госадминистраций, более того, в последнее время она сменила тактику кнута на тактику пряника и пытается улучшить отношения с губернаторами наиболее знаковых областей. Есть еще один нюанс: Ющенко может уволить любого главу ОГА, попавшего под подозрение в лояльности к премьеру, но без правительственного представления не сможет назначить его преемника. А исполняющие обязанности — люди менее самостоятельные и зависимые от множества обстоятельств. Наконец, заставить работать конкретного губернатора в интересах кампании Януковича для Ющенко означает взять на себя конкретную политическую ответственность, к чему Виктор Андреевич пока вряд ли готов.

Похоже, параллельную административную функцию на выборах будут исполнять местные советы. В этом плане у Януковича и Тимошенко четкий паритет — девять облсоветов страны, а также Верховную Раду Крыма возглавляют представители ПР, в девяти облсоветах председательствуют "бютовцы". Правда, в ряде облсоветов Западной Украины, где руководят "нашеукраинцы", БЮТ имеет крупные фракции и значительно опережающую "регионалов" популярность среди избирателей. На уровне районов наблюдается похожая ситуация — ПР имеет преимущества на востоке и юге страны, БЮТ — на севере, западе и в центре. Что же касается крупных городов, то за мэрский ресурс нынче ведется серьезная борьба, в которой пока побеждает Тимошенко. Премьеру удалось подружиться с Ассоциацией городов Украины, выдвинув в вице-премьеры многолетнего мэра Кривого Рога Юрия Любоненко и пообещав удовлетворить аппетиты местных бюджетов. Что же касается Ассоциации малых городов, то эта организация вообще подарила Юлии Владимировне звезду в созвездии Стрельца (как известно, Тимошенко по гороскопу Стрелец). Зато за ресурс директората уже никто не борется — он давно распределен между собственниками заводов и фабрик, абсолютное большинство которых имеет четкие политические пристрастия. Впрочем, админресурс топ-менеджеров, как показали парламентские избирательные кампании, не всегда эффективен, поскольку очень подвластен настроениям в конкретном регионе.

Ресурс авторитетов

Зачастую ресурсы мэров и директората зиждутся не только на банальных отношениях начальника и подчиненного, но и на собственном реальном авторитете. Ангажирование лидеров общественного мнения является краеугольным камнем любой удачной предвыборной кампании. Несомненно, команды и Тимошенко, и Януковича намерены привлечь в гонку не только региональных лидеров, но и знаковых деятелей культуры и спорта, науки и техники. Уже сейчас очевидно, что украиноцентричная часть творческой интеллигенции таки делает ставку на Юлию Владимировну, о чем свидетельствует тот же состав гостей на июльском юбилейном съезде "Батькивщины" и ряд уже прозвучавших заявлений о поддержке Тимошенко, например певицы Русланы. А Виктор Федорович рассчитывает на тех, кто поддерживал его в конце 2004-го. Тем не менее премьерская команда намерена серьезно побороться и за русскоговорящую аудиторию, где определенный тон задает техническая интеллигенция. Именно с этой целью Тимошенко предложила назначить вице-премьером авторитетного в этих кругах ректора главного технического вуза страны КПИ Михаила Згуровского, именно для поднятия своего реноме в русскоязычных Харькове и Днепропетровске Тимошенко постоянно говорит о перспективах украинского самолетостроения и участии Украины в новых программах по освоению космоса. Словом, Юлия Владимировна очень надеется на понимание ее нового "инновационного типа мышления", для чего включает в агитацию за свою кандидатуру наиболее авторитетных инженеров и конструкторов.

Во многом схожей с 2004 годом будет расстановка сил в так называемом церковном ресурсе. Как показал уже упомянутый съезд "Батькивщины", на стороне Тимошенко, вероятно, будут иерархи УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ. Зато, если сделать предварительные выводы из визита патриарха Московского Кирилла в Украину, окружение Януковича вновь очень рассчитывает на духовенство УПЦ МП. В отдельных регионах (как, например, в Донецке, Луганске и Крыму) приезды Виктора Федоровича сопровождаются настоящими крестными ходами. Однако не стоит ожидать радикального неприятия Московским патриархатом фигуры Тимошенко. Во-первых, она во вполне нормальных отношениях с высшими чинами УПЦ МП, а во-вторых, к Юлии Владимировне не испытывают идиосинкразии обитатели Кремля, с мнением которых РПЦ очень даже считается. Украинские грекокатолики пока придерживаются нейтралитета, но ближе ко второму туру их выбор в пользу Тимошенко будет более оправдан, нежели в пользу крайне нелюбимого на Галичине Януковича. Что же касается протестантской среды, то, например, правая рука Тимошенко Александр Турчинов хорошо известен не только принадлежностью к евангельским христианам-баптистам, но и своим активным участием в церковной жизни религиозной общины. А киевский мэр Леонид Черновецкий, который, по слухам, будет организовывать кампанию Януковича в столице, несомненно, обратится за помощью к Посольству Божьему нигерийца Сандея Аделаджи, тем более что прихожанином именно этой харизматической церкви Черновецкий и является.

Ресурс силы

"Силовой" ресурс в Украине распределен между тремя ведомствами — СБУ, Генпрокуратурой и милицией. СБУ и ГПУ контролирует Президент (в Генпрокуратуре также очень заметно влияние ПР), зато МВД, возглавляемое сателлитом БЮТ Юрием Луценко, уже традиционно записывают в актив Тимошенко. СБУ и ГПУ во время предвыборной кампании может стать важным инструментом политической дискредитации, но непосредственно следить за порядком во время агитации и голосования будет многотысячная армия милиционеров.

Еще один важный для избирательного процесса ресурс — суды. Судебная ветвь власти ныне разделена между Ющенко и Тимошенко, причем все знают, что главный суд страны — Верховный — возглавляет соратник Юлии Владимировны Василий Онопенко (какую роль сыграл в 2004-м ВСУ, тоже общеизвестно). Команда Януковича имеет влияние на ряд судей Конституционного Суда (на выборах их роль будет минимальна), а также на отдельные судебные инстанции в некоторых регионах. Но судебные ресурсы Тимошенко и "регионалов" — силы явно неравные.

Наконец, Центризбирком, значение которого во время выборов трудно переоценить. В свое время его состав был сформирован на паритетной основе между "антикризисной коалицией" (ПР, КПУ и СПУ) и оппозицией (БЮТ и НУ). Но со временем ряд членов ЦИК, прошедших по квоте "Нашей Украины", перешли в лагерь Тимошенко. С другой стороны, центризбиркомовцы-коммунисты, так же как их однопартийцы в Верховной Раде, стали согласовывать позицию не с "регионалами", а с "бютовцами". Фактически команда премьера ныне установила над ЦИК полный контроль, нивелировать который можно разве что тотальным переформатированием состава комиссии, что, учитывая расстановку сил в парламенте, сейчас невозможно.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!