Главная Новости Политика Сны и явь Виктора Януковича
commentss НОВОСТИ Все новости

Сны и явь Виктора Януковича

30 октября 2009, 09:13
Поделитесь публикацией:
Сны и явь Виктора Януковича

Лидер оппозиции бьет все рекорды по нереальным инициативам.

В начале октября Виктор Янукович рассказал, что во время одного из посещений Святогорской Лавры он на минуту закрыл глаза, и ему открылась страшная недобрая картина. "Я быстро открыл глаза и начал думать о хорошем", — разоткровенничался тогда Виктор Федорович, при этом поразив всех сообщением, что имел "видение будущего Украины". Каково было это "видение", Украина узнала вскоре.

В момент своего выдвижения кандидатом в президенты от Партии регионов, состоявшегося 23 октября, Виктор Янукович вкратце ознакомил членов партии и простых обывателей со своей предвыборной программой. Обещания, которые дал лидер "бело-голубых": увеличить социальные расходы, снизить налоги и добиться того, что вне компетенции любого президента или правительства, — иначе как популизмом не назовешь

На этом фоне незамеченным остался интересный факт: с предвыборных билбордов Януковича исчез номер телефона горячей линии. Судя по всему, кандидат пресытился общением с гражданами и больше не желает выслушивать жалобы и пожелания электората.

МЕДИЦИНА КРУЧЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ

В сфере социалки внимание привлекают два обещания. Во-первых, Виктор Федорович утверждает, что в случае избрания его президентом при рождении первого ребенка семья будет получать 25 тыс. грн., второго — 50 тыс. и третьего — 100 тыс. грн. Намерение, конечно, благое, и, видимо, именно таким образом Партия регионов надеется увеличить количество украинцев до 50 млн. Даже если украинцы пять лет не будут умирать, прирост населения составит 1 млн. человек. Остальные 3 млн. можно пополнить только мигрантами. Вот только в феврале этого года фракция ПР практически в полном составе проголосовала в первом чтении за законопроект, которым пусть незначительно, но все же снижались выплаты при рождении ребенка. Правда, в свое оправдание "бело-голубые" могут сказать, что, привязывая выплаты к прожиточному минимуму, они гарантировали повышение помощи в будущем. Тем более что с подачи ПР принятый месяц назад в первом чтении законопроект о повышении социальных стандартов автоматически повысил бы "выплаты мамочкам" на 15–38%. Но закон о привязке помощи при рождении ребенка к прожиточному минимуму так и не дождался принятия в целом. И, видимо, в этом немалую роль сыграл Ярослав Сухий (ПР), который еще при первом чтении заявил, что Фонд социального страхования при временной потере трудоспособности (за счет которого и должны финансироваться выплаты) "сейчас дышит на ладан". Видимо, привязка к социальным стандартам, которые постоянно являются инструментом политических торгов, способна окончательно его похоронить.

Второй момент — это обеспечение финансирования медицины в объеме не менее 10% от ВВП. В последние три года данный показатель варьируется в рамках 3,2–3,4%, и заветной мечтой председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения Татьяны Бахтеевой (ПР) является его увеличение до 4%. Соответственно говорить о почти трехкратном увеличении финансирования за пару лет — откровенный популизм. Более того, не совсем понятно, зачем Украине такие расходы на здравоохранение, ведь показателя 10% ВВП не могут себе позволить даже очень развитые страны. К примеру, в Великобритании расходы на здравоохранение составляют порядка 8,3%, в Японии — 8%, Испании — 8,1%. В странах же, где на эту сферу расходуется больше 10%, львиную долю в финансировании занимают негосударственные источники. Так, в США на здоровье нации тратится 15,3% ВВП (лидер среди стран OECD), но только 8,4% ВВП за счет бюджетных средств, в Швейцарии (второе место по расходам на медицину) — 11,6% ВВП, из которых государство выделяет лишь около 7%. Совершенно непонятно, зачем лидеру ПР ставить перед собой неисполнимые цели. Быть может, исключительно ради красного словца.

СТАРЫЕ МЕССЕДЖИ С НОВЫМИ ЦИФРАМИ

Следует отметить, что большую часть тезисов Виктор Федорович взял из парламентской предвыборной программы прошлых лет. В частности, обещание выделять жилье в собственность работникам бюджетной сферы при заключении трудового контракта на 20 лет, повышение минимальной пенсии (ранее до прожиточного уровня, теперь — на 20% больше него), поддержка АПК и металлургии, расширение финансовых полномочий местных властей. Но самыми громкими оказались предвыборные "старые новые" обещания бизнесу. Украинцы уже в 2007 году слышали о налоговых каникулах для малого бизнеса на пять лет и бесплатной выдаче всех разрешительных документов. Эта идея родилась у Николая Азарова в его бытность главой ГНАУ в 2002 году. Тогда Николай Янович говорил, что из 30 млн. плательщиков налогов (в том числе "единоналожники") 80% всех бюджетных поступлений обеспечивают 9 тыс. предприятий. Соответственно страна может спокойно дать малому бизнесу передышку, так как его вклад в бюджет не играет существенной роли. Но за два года нахождения при власти, до 2005 года, представители ПР так и не удосужились ввести налоговые каникулы, не было это сделано и во второе пришествие Виктора Федоровича в Кабмин. Зато "регионалы" постоянно говорят об этом, будучи в оппозиции. Правда, пять лет без налогов — это еще очень консервативно, пару месяцев назад Виктор Федорович говорил о "десятилетних каникулах". Но, видимо, все-таки было решено вернуться к более "реалистичным" срокам.

Крупному бизнесу тоже обещан "пряник" — снижение НДС до 17% и налога на прибыль — до 19% уже в 2011 году. Идея о снижении этих двух сборов тоже принадлежит Азарову, он обещает подобные изменения последние пять лет. И даже утверждает, что правительство Януковича планировало сделать это еще в 2004 году, только тогда налог на прибыль "регионалы" хотели снизить до 20%, а НДС — до 18%. Похожие тезисы были и в Налоговом кодексе, который "бело-голубое" правительство разработало в 2007 году, хотя там предусматривалось поэтапное снижение налогового давления в течение пяти лет. Правда, в том же проекте кодекса были нормы, заставившие бизнес содрогнуться, а именно: упрощение возможности проверять предприятия сотрудниками ГНИ, увеличение в разы штрафов за выявленные нарушения или несвоевременную уплату налогов, нивелирование роли судов в налоговых вопросах, одним словом — жесткий налоговый контроль. В итоге по политическим причинам кодекс не был принят, а его приятные моменты перекочевали в предвыборные обещания.

Впрочем, Янукович не удержался и решил в своем выступлении наобещать более эффектных "пряников". К примеру, втрое снизить налоговую нагрузку на предприятия, которые создают новые рабочие места и внедряют новые технологии. Заметно, что идея возрождения свободных экономических зон не дает покоя лидеру ПР.

НОВЫЕ МЕЧТЫ

А вот из "навеянного кризисом" в программе Виктора Федоровича только тезис о снижении процентных ставок по кредитам для всех отраслей экономики. И то, что этот вопрос не находится в юрисдикции президента и правительства, а зависит исключительно от НБУ и общего состояния экономики, Януковича не волнует. А если прибавить к этому обещание отказаться от ручного управления экономикой и бюджетом, выходит совсем уж необоснованная болтология.

Удивил и подход к образовательной политике. Ранее проблема, по сути, сводилась лишь к вопросу о месте русского языка в школе и вузе. Поэтому обещание Виктора Януковича отменить систему внешнего независимого тестирования (ВНТ) в случае избрания его президентом, можно считать громом среди ясного неба. Во-первых, теневой министр образования Дмитрий Табачник всегда заявлял, что ПР не выступает против внешнего тестирования, а лишь добивается его легитимизации (отражения в Законе "О высшем образовании"), а также настаивает на авторитетности советских дипломов — лица, имеющие их и желающие получить второе высшее образование, по мнению политика, не должны сдавать никаких тестов. Во-вторых, отказ от тестирования явно противоречит общественному мнению: работников образования, которые отмечают, что ВНТ повысило мотивацию учащихся к обучению, а также родителей, которые верят, что тестирование дает шанс их детям поступить в вузы "по-честному".

Чистым популизмом является и обещание Януковича обеспечить вхождение лучших украинских вузов в число 500 ведущих в мире. Присутствия вуза в международных рейтингах невозможно добиться в приказном порядке. Важнейшим критерием, по которому вузы попадают в такие рейтинги, является не образовательный, а научный их потенциал. Даже крупнейшие российские университеты — Московский и Санкт-Петербургский — заняли среди 200 вузов мира в свежем рейтинге Times Higher Education лишь 155 и 168-е места. Возвращение науки в украинские университеты — процесс долгий и затратный, поэтому в предвыборные обещания явно не ложится.

Впрочем, в перечне обещаний, выполнение которых вообще невозможно сейчас, первое место, бесспорно, займет тезис о вхождении Украины в "Большую двадцатку". Страны G20 — это "Большая восьмерка" плюс крупнейшие региональные державы. В принципе четкого критерия для присутствия в G20 нет, но все же основой является номинальный ВВП и ВВП на душу населения. Последней по критерию номинального ВВП в "Большой двадцатке" является ЮАР с $327 млрд. Украина же в этом году планирует заработать только $132 млрд. Наименьший ВВП на душу населения в G20 имеет Мексика — около $12 тыс., у Украины номинальный ВВП на душу населения составляет порядка $2400. И вряд ли у экономистов найдется ответ на вопрос, как заставить экономику вырасти в разы за пять лет. Причем, чтобы попасть в "Большую двадцатку" Украина должна кого-то оттуда выбить. Хорошо, что Виктор Федорович не остановился на этом пункте поподробнее.

Также читайте в свежем выпуске газеты КОММЕНТАРИИ:

  • Политические перспективы харьковского милицейского наркокартеля
  • Тимошенко дала всего три обещания
  • В Украине узаконят автобаны


  • Читайте Comments.ua в Google News
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    comments

    Обсуждения

    comments

    Новости партнеров


    Новости

    ?>
    Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!