Главная Новости Политика В период кризиса вырос спрос на бизнес-образование
commentss НОВОСТИ Все новости

В период кризиса вырос спрос на бизнес-образование

3 ноября 2009, 11:04
Поделитесь публикацией:
В период кризиса вырос спрос на бизнес-образование

Отраслевые МВА-программы могут стать перспективным продуктом для украинских бизнес-школ, но рынок еще не готов к их внедрению

Кризис своеобразно отразился на рынке бизнес-образования в Украине. С одной стороны, компании сократили расходы на развитие и обучение персонала

МНОГИЕ их сотрудники вздохнули с облегчением, поскольку распоряжений руководства о "добровольно-принудительном" участии в семинарах и тренингах, часто условно полезных, больше не поступает. "С рынка почти полностью исчезли краткосрочные (двух-, трехдневные) семинары и тренинговые программы, так как спрос на них с началом кризиса катастрофически упал", — говорит вице-президент Международного института менеджмента (МИМ-Киев) Юрий Мартынюк.

Вместе с тем резко вырос спрос на бизнес-образование, в частности по программам МВА, по личной инициативе, причем люди готовы оплачивать его из своего кармана. Это при том, что с ростом и развитием спроса, популярности бизнес-образования его стоимость выросла. Так, за двухгодичное обучение по программе МВА в Украине сейчас надо заплатить от 150 до 180 тыс. грн. "Стоимость программы МВА у нас хоть и возросла в гривнях, но в долларовом эквиваленте даже уменьшилась. Понимая риски наших клиентов, мы устанавливаем цену в гривнях за полгода до начала обучения и не меняем ее. Клиенты должны быть уверены, что они смогут получить наши услуги по установленной неизменной цене", — говорит Юрий Мартынюк.

Как отмечает руководитель проектов и программ Бизнес-школы Львовского института менеджмента (LIMBS) Александра Мокий, сегодня людей перестало интересовать получение МВА-образования "ради корочки"; они хотят взять от него полезные для себя знания и умения, структурировать свой опыт и желают сделать это за максимально короткое время. "Поэтому у нас возник ажиотажный спрос на программу FlexМВА, позволяющую слушателям свободно выбирать модули для изучения, сконцентрировать внимание на собственном бизнесе и гибко планировать время обучения", — рассказывает Александра Мокий.

Некоторые изменения претерпел и контингент желающих обучаться по программам МВА — учиться пошли не только молодые люди, рассчитывающие сделать успешную карьеру в Украине и получить возможность уехать на работу за рубеж, но и руководители компаний, собственники бизнеса. "Структура спроса изменилась — в прошлом году к нам пришло больше молодых людей, очевидно, не связанных с ответственными должностями, попавших под сокращение или имеющих поддержку родителей или членов семьи. Омоложение набора, по моему мнению, вряд ли тенденция, это скорее временный виток спроса, обусловленный кризисными явлениями в экономике", — считает вице-президент МИМ-Киев.

По словам Юрия Мартынюка, окончательное решение об обучении по программе МВА именно в МИМ принимается только исходя из отзывов выпускников или слушателей, рекомендаций друзей и коллег: "Имеют большое значение и связи с бизнесом, с партнерами, стажировки в ведущих университетах и бизнес-школах мира. В этом году мы проходили стажировку в США, Гонконге и Швейцарии. Привлекает также и наличие партнеров МИМа, известных и успешных компаний, которые обучали и обучают здесь своих сотрудников"

Как отмечает Юрий Мартынюк, престиж диплома МВА на Западе до недавнего времени был связан с востребованностью выпускников бизнес-школ на рынке труда, их высокими докризисными должностями и зарплатами. Сейчас же на Западе звучит немало серьезной критики в адрес обладателей дипломов МВА как виновников или катализаторов кризиса, изобретателей новых финансовых инструментов, во многом его спровоцировавших. В Украине наличие диплома МВА зачастую является жестким требованием к претенденту на топ-позиции в международных компаниях. Но в последнее время, как свидетельствуют исследования рекрутинговых компаний, украинские работодатели считают диплом МВА лишь дополнительным конкурентным преимуществом при приеме человека на работу. Что, в общем, понятно, — компаниям сейчас больше нужны "рабочие лошадки", кризисные менеджеры, чем дорогостоящие умницы-карьеристы.

В этой связи учебные заведения Украины, предлагающие обучение по программам МВА, стали разнообразить их под индивидуальные потребности клиентов. "Наша программа Executive MBA больше подойдет нанятым менеджерам, поскольку в ней делается акцент на практике — управленческом инструментарии и навыках. Программа "Президентская МВА" специально разработана под потребности собственников бизнеса — там сделан фокус на искусстве и науке менеджмента, поскольку большинство из них уже не задействовано в операционном управлении", — рассказывает директор по маркетингу Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs) Илья Онищенко.

Кроме того, провайдеры МВА-образования стали делать ставку не просто на приглашение преподавателей из лучших бизнес-школ мира, а на соединение зарубежных теорий управления с практикой ведения бизнеса в Украине. "Программа МВА — это не панацея от всех проблем организации. Но она серьезно меняет людей, превращая их в агентов позитивных изменений внутри компании. Украинские бизнес-реалии коренным образом отличаются от развитых стран, но все это очень быстро изменится, и у бизнеса возникнет потребность в новом поколении управленцев, умеющих работать по мировым стандартам и на мировом уровне", — говорит Илья Онищенко.

Кроме того, сегодня операторы рынка бизнес-образования стараются подогнать содержательное наполнение программ МВА не только под кризисную ситуацию, но и под потребности отдельных отраслей экономики и даже под потребности конкретной компании. "Здравоохранение, например, в недалеком будущем станет одной из ведущих сфер в экономике. Поэтому отраслевые МВА в области медицины или, например, сельского хозяйства могут стать новым продуктом украинских бизнес-школ", — отмечает Юрий Мартынюк. Впрочем, как отмечают другие эксперты, рынок еще не совсем готов к таким предложениям. "Разрабатывать корпоративные МВА-программы для бизнес-школ сегодня не так интересно. Например, в ЛИМ несколько лет назад существовали специализации "Риск-менеджмент" и "Менеджмент в фармацевтической сфере", но они загоняли в узкие рамки тех, кто по ним обучался, а менеджеры должны быть достаточно универсальными. Существуют отрасли, в которых компании работают, по сути, на положении монополиста, и то, что смогут получить от программы МВА их сотрудники, может оказаться не совсем полезным для нового направления той же компании. За отраслевыми МВА-программами однозначно стоит будущее, но пока что рынок еще не так насыщен классическими программами МВА, чтобы внедрять отраслевые", — считает руководитель отдела связей с общественностью ЛИМ Марта Пивоваренко.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!