6 ноября 2009, 10:37
Поделитесь публикацией:
Все будет «Приват»

После того, как "Приват" выживет с рынка "Лукойл", цены на бензин в Украине начнет устанавливать не рынок, а Коломойский.

Вначале две новости. Из них хорошая, как обычно, лишь одна. Борьба Украины за нефтенезависимость от России закончилась полным успехом. Новость похуже: плодами победы попользуются лишь несколько избранных граждан. Ну, и третье: когда "победный отрыв" от России наконец наступит, то тогда на алтарь победы придется класть уже не россиян, а всех остальных "маленьких украинцев".

Независимой Украину от российских НПЗ, АЗС и нефти сделает группа "Приват". Практически уже сделала. Кстати, война за право владеть Украиной была для днепропетровцев отнюдь не блицкригом. К этому они шли годами. Ведь война – вещь дорогостоящая, потому украинские бизнесмены старались провести свои операции минимальными финансовыми усилиями. В нашей стране такой путь известен: заплатить за свою войну деньгами государства.

Поэтому "Приват" старался посадить в госпредприятие своего человека. Или же купить на паях с бюджетом только часть завода. И визуально государственный завод начинал обслуживать приватные интересы. Вначале были западноукраинские НПЗ с "Укрнефтью", потом Кременчугский НПЗ. После массовой скупки-перепродажи АЗС, редкую сегодня можно найти заправку, где собственником не является "Приват".

И все же не хватало финального мазка: вывода из Украины главных конкурентов: россиян. Для этого уже надо было овладеть частью государственных должностей. Получилось.

Началось все с того, что в начале сентября оператор государственных нефтепроводов – "Укртрнаснафта" — "вдруг" предложила Одесскому НПЗ изменить маршрут поставок нефти. Маршрут Лисичанск-Кременчуг-Одесса предлагалось сменить на транспортировку по южной ветке нефтепровода "Дружба", через территорию Беларуси с последующей прокачкой по "Броды-Одесса". То есть, привычный маршрут, которым традиционно пользуется Одесский НПЗ, предлагалось изменить на новый, более дорогой. В результате "ЛУКОЙЛ", который контролирует завод, был вынужден остановить предприятие уже в начале октября. Так как кроме убытков новая схема поставок не несла предприятию ничего.

Казалось бы, зачем государственной компании создавать проблемы для стратегического инвестора на важном для экономической безопасности страны предприятии? Все очень просто. Дело в том, что ОАО "Укртранснафта" является государственной компанией лишь номинально. На практике ее целиком и полностью сегодня контролирует группа "Приват", которая и решила использовать данный рычаг для борьбы со своими прямыми конкурентами, разыграв классическую многоходовку. Конечная цель – получить контроль над заводом в Одессе.

Для начала ФПГ пытается вытеснить с рынка переработки "ЛУКОЙЛ". Не будет экономически просчитанного маршрута транспортировки – не будет нефти на Одесском НПЗ. Это в свою очередь означает уход российской компании, не только с переработки, но и с украинского рынка торговли нефтепродуктами. В результате, "ЛУКОЙЛ" будет вынужден полностью закрыть или продать свой бизнес в Украине. "Привату" интересен любой вариант.

Вслед за "ЛУКОЙЛ" будут разорены мелкие розничные трейдеры. То есть, прямые конкуренты "Привата" по сегменту АЗС. Сегодня непрозрачные схемы аукционов, на которых формально государственная, но фактически подконтрольная ФПГ "Укрнафта", продает нефть близким к "днепропетровцам" структурам, позволяют группе снижать цены на нефтепродукты при продаже через свои заправки. После вынужденного ухода с рынка мелких трейдеров у "Приват" практически не останется конкурентов в этом сегменте.

Следующим шагом данной стратегии является получение под "приватный" контроль Одесского НПЗ. Сегодня "Приват" контролирует два маломощных НПЗ на Западе страны и страдающий от хронического недостатка нефти завод в Кременчуге. Для установления контроля над рынком ему крайне необходимо мощное и модернизированное за чужой счет предприятие на юге Украины. При этом, в качестве дымовой PR-завесы, группа активно использует тему диверсификации поставок нефти.

Создается впечатление, что азербайджанская нефть вот-вот поступит в огромнейших объемах в Украину. "Приват" даже завез пару танкеров с Азербайджана. Нефть, правда, была куплена без долгосрочных контрактов, на спотовом рынке, но для пиар-хода – сгодилось. Что же касается реальной жизни, то Азербайджан, несмотря на политические заявления, не готов поставить в Украине необходимые объемы "черного золота". Более того, он вряд ли сумеет это сделать, даже если какие-то договоренности действительно будут достигнуты.

Так, в 2010 году планируется увеличить мощность Баку-Тбилиси-Джейхан до 1,6 млн. баррелей в сутки. У Азербайджана могут возникнуть объективные проблемы с поставкой такого объема. Поэтому можно не сомневаться, что, выбирая между Турцией и "Приват", Баку не колеблясь выберет Турцию. Кроме того, нынешние реалии нефтедобычи таковы, что "черное золото" четко распределено между добывающими компаниями. И оперировать значительными объемами в пользу новых потребителей с сомнительной репутацией в Баку никто не будет.

Азербайджанскую нефть теоретически также можно поставлять через Босфор. Этот путь традиционно рассматривается украинскими стратегами, и так же традиционно невыполним на практике. Босфор перегружен, и опыт 2005 года свидетельствует, что даже повышенное желание украинских чиновников высшего эшелона не может изменить твердую позицию Анкары. Так что значительные объемы нефти в Украину по этому пути поставляться не будут.

Именно поэтому сегодня "Приват", понимающий неосуществимость азербайджанского проекта, лоббирует реверс "Одесса-Броды". Расчет прост: после получения контроля над Одесским НПЗ, "Приват" намерен поставлять в Одессу сырье из ветки нефтепровода "Дружба", проходящей из Мозыря в Броды. В свою очередь, ветка "Кременчуг-Одесса" будет перенаправлена в сторону Кременчуга. Таким образом, "Приват" пытается застраховаться от рисков, связанных с возможной остановкой поставок нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам. А это вполне может произойти. Ведь россияне вряд ли будут второй раз, после истории с захватом Кременчугского НПЗ, терпеть рейдерские выходки Коломойского и Ко.

Что самое пикантное в вопросе "Одесса-Броды", так это то, что под лозунгом диверсификации нефти в Украину, "Приват" зарубил главный украинский козырь, которым Украина потрясала много лет: перекачку в Европу нефти по "Одесса-Броды". Теперь нефть будет течь из Брод в Одессу. Если будет вообще.

А ведь еще год назад "Приват" прорабатывал схему , как завладеть этой трубой. Тогда "днепропетровцы" боролись под лозунгами "Одессу-Броды" — в Европу".

Теперь оказалось, что можно получить не только трубу, а вообще все. Потому теперь о всяких "Сарматиях" не вспоминает никто: ни "Приват", ни государство.

Хотя, что значит это слово – "государство"? Сегодня ФПГ, используя государственные компании и прикрываясь диверсификацией, уже практически построила эффективную частную вертикальную интегрированную компанию и теперь начала разборки со своими конкурентами.

Так что вполне вероятно, что через какое-то время Украина может попасть в полную нефтяную зависимость от "Привата". Во всех сегементах: сырая нефть, переработка, продажа. Можно не сомневаться, что своего "днепропетровцы" не упустят, отыгравшись на потребителях "по полной".

P.S. Позавчера Верховный суд Украины окончательно отобрал у Татарстана (РФ) 28,7788% акций ЗАО "Укрататнафта" (Кременчугский НПЗ)

Акции уже были переписаны на счета украинского предприятия его регистратором — компанией "Информсистема" (Днепропетровск).

"Лукойл" же после месячного простоя запустил свой завод. Нефть пошла по "Одессе-Броды". Из Брод в Одессу. Танкеры с азербайджанской нефтью закончились. Диверсификация продолжается. Ждем повышения цен.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!