Главная Новости Политика Медведев подарил миру пустышку
commentss НОВОСТИ Все новости

Медведев подарил миру пустышку

9 декабря 2009, 10:11
Поделитесь публикацией:
Медведев подарил миру пустышку

Россия вряд ли рассчитывает на подписание нового договора о европейской безопасности. Его презентация — всего лишь продуманный ход, который...

...должен внести раскол на просторах Евро-Атлантики

Дмитрий Медведев наконец-то представил публике свой широко разрекламированный вариант Договора о европейской безопасности. Презентуя проект во вторник на заседании ОБСЕ в Афинах, глава российского МИДа Сергей Лавров отметил, что данный проект направлен на преодоление линий раздела в Евро-атлантическом регионе. Ирония, однако, в том, что документ, призванный покончить с атавизмами "холодной войны", выдержан в ее традициях. Документ написан в стиле "принципов всеобщего мира и благополучия", а его положения скомпилированы из всех существующих механизмов международной безопасности, включая уставы ООН и НАТО, Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров и Хартию европейской безопасности. Между тем он совсем не затрагивает такие аспекты, как контроль над вооружениями, права человека или новые угрозы безопасности, не выходя за рамки военно-политических категорий двадцатилетней давности

ГЛАВНЫМ посылом, который содержится в российском предложении Европе, является утверждение, что участники нового договора должны руководствоваться "принципами неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга". Россия хотела бы, чтобы "любые меры в области безопасности" осуществлялись участниками договора с учетом интересов безопасности остальных стран. Кроме того, Кремль предлагает "исключить возможность использования территории участников договора в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения или иных действий, существенно затрагивающих безопасность других участников договора".

Россия считает, что в случае вооруженного нападения на одного из участников договора другие страны могут это расценивать как нападение и на них. Соответственно они вправе предоставить помощь пострадавшей стороне до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.

По мнению кремлевских стратегов, для достижения целей новой архитектуры безопасности будет достаточно простого механизма консультаций и конференций, решения которых будут приниматься консенсусом и будут обязательными для выполнения. Москва предлагает подписать этот договор всем государствам Евро-Атлантики и Евразии "от Ванкувера до Владивостока" и всем основным организациям, действующим на этом пространстве, — ЕС, ОБСЕ, ОДКБ, НАТО, СНГ.

Главная цель, которую Кремль преследует, "раскручивая" этот документ, очевидна: создать предпосылки для дальнейшего разобщения Европы и США, а также ослабления НАТО как инструмента обеспечения безопасности в Евро-Атлантике. Кроме того, если Кремлю удастся инициировать на Западе дискуссию вокруг этого договора, это может создать условия для усиления противоречий между "пророссийским" и "проамериканским" клубами в ЕС. Ведь любое ослабление НАТО, евро-атлантических и внутриевропейских связей открывает перед Россией широкое поле для деятельности по утверждению своего статуса "новой мировой силы". Не говоря уж о том, что если НАТО и ЕС займутся внутренними разборками, а Европа будет выяснять, кто для нее важнее — США или Россия, Москва может беспрепятственно заняться восстановлением доминирования на постсоветском пространстве.

Едва ли Кремль всерьез рассчитывает на подписание предлагаемого документа; более того, его принятие сулит ему большие неудобства. Россия предлагает заставить всех игроков на международной арене "учитывать интересы других участников договора" и поставить этот принцип выше национальных интересов и интересов других международных организаций. Прекрасное предложение! Однако оно может легко обратиться против самой России. Так же как и требование о невозможности использования территории участников договора для "действий, существенно затрагивающих безопасность других участников договора". Примеры долго искать не придется. Это Абхазия и Южная Осетия, где без какого-либо "учета интересов" мирового и европейского сообщества созданы российские военные базы. Это Приднестровье, где до сих пор дислоцируются российские войска. Это Крым, где Черноморский флот "обеспечивает безопасность России", в основном не учитывая интересы Украины.

Кстати говоря, многие проекты, которые реализуются Россией в рамках Союзного государства России и Белоруссии, тоже могут "попасть в немилость" в случае принятия нового договора. В рамках Союзного государства должна быть создана Совместная группировка войск РФ и РБ и Совместная система противовоздушной обороны. Эти шаги можно легко расценивать как использование "территории участников договора" для действий, затрагивающих безопасность других стран. Так же как и проекты в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. В структуре этой организации создаются совместные группировки войск на Западном, Кавказском и Центральноазиатском направлениях — будто это не затрагивает интересы других государств региона. Или взять активное развитие военного сотрудничества в рамках ШОС. Можно ли считать, что масштабные военные учения России и Китая не беспокоят Евро-Атлантическое пространство?

И еще. Кремль предлагает создать очень "мирный" договор, призванный максимально снизить возможность использования вооруженных сил для решения международных споров и конфликтов. Однако с этим не согласуются его практические шаги в данной сфере: конфликт в Грузии с оккупацией части ее территории, изменения в законе об обороне РФ для установления механизма использования российских войск за рубежом, заявления о возможном использовании ядерного оружия в локальных конфликтах и необъяснимые закупки наступательных вооружений за границей.

Последнее, но, пожалуй, самое главное свидетельство несерьезности российской инициативы заключается в том, что Кремль предлагает создать заведомо неработоспособный механизм принятия решений в рамках договора. Ведь уже сама процедура утверждения консенсусных постановлений предполагает невозможность принятия срочных решений. То есть любая кризисная ситуация в рамках многочисленной неоднородной международной организации окажется практически неразрешимой.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!