11 декабря 2009, 09:01
Поделитесь публикацией:
Почему дорожает газ

Российскому "Газпрому" в 2010 году придется покупать туркменский газ по европейским ценам.

При отсутствии прямых поставок из Туркмении в Украину такой ранее очень негативный для Киева расклад сегодня грозит ему разве что увеличением госдотаций "Нафтогазу"

НА СЛЕДУЮЩИЙ день после того, как в Москве 29 ноября безуспешно завершился очередной раунд газовых переговоров между Туркменией и РФ, в Украине решили заявить о прогнозном уровне цены импортного газа для промышленных потребителей. При сохраняющейся для РФ перспективе закупок газа на своей восточной границе по $300–350/тыс. м3 Киев посчитал некорректным планировать ранее заявленный уровень закупок по $280/тыс. м3 и поиграл в дипломатию. В итоге ценовые торги с "Газпромом" отныне планируются в коридоре $280–337/тыс. м3.

Тихое согласие на увеличение разбега вероятных цен на импорт в 2010 году имеет под собой вполне очевидное основание. Украинская монополия, которая с минувшего лета начала принимать на свой баланс дюжину крупных ТЕЦ, просто не смогла отказать себе в роскоши заложить в перспективный план 2010 года максимум запросов на бюджетную компенсацию снабжения теплоэлектроцентралей. Пусть это будет российско-туркменский спор или какой-либо другой, "подушка субсидий" при расширении капитала НАК на десятки миллиардов гривен за счет принятия на баланс распределительных газовых сетей и ТЕЦ монополии отнюдь не помешает.

Судя по скупым комментариям этого процесса, увод указанных активов от частных арендаторов к государству обещает быть сложным и долгим. Облгазы и их частные сегменты газопроводов в этом деле вообще отдельная история и не меньшая проблема ТЕЦ. У нас есть множество частных инвесторов, считающих себя гениями процесса аренды государственной генерации с последующим энергораспределением и накоплением весьма предметных векселей. Без сомнения, большинство из этих схем и активов было "доведено до уровня нанотехнологий" частными инвесторами за последние деньги, добытые в поте лица. Результаты этих трудов НАК при пересмотре условий аренды получаемых активов, естественно, обязательно придется компенсировать. На фоне таких реалий структурной реформы "Нафтогаза" повышение ориентировочных закупочных цен газа выглядит сущим подарком.

Как нельзя кстати у пока что индикативного повышения цен на минувшей неделе появился повод. К состоявшимся в Москве безрезультатным российско-туркменским переговорам о прекращении начатой в марте блокады РФ туркменского импорта стороны вышли с априори взаимонеприемлемыми предложениями. "Газпром" вынес на переговоры президентов Туркмении и РФ предложение заморозить ныне действующий, но буксующий долгосрочный контакт и на год заменить его протоколом о закупке в 2010 году 10 млрд. м3 газа по $220/тыс. м3. Позиция Ашхабада, наоборот, строго базировалась на букве ранее заключенного соглашения. По нему поставка должна составлять ежегодно не менее 48 млрд. м3 за год при ценах, которые с весны 2009 года должны были выйти на уровень, сопоставимый со средневзвешенной ценой российского экспорта, то есть не менее 300/тыс. м3.

На сегодня, если верить куцым комментариям российской стороны (Туркмения вообще занесла визит своего президента в РФ к разряду "неофициальных"), Москва и Ашхабад достигли весьма сложного компромисса. Они отказались от предложенной "Газпромом" политики ситуативных ценовых протоколов и в то же время договорились, что при любых ценах, "уровень которых будет согласован позже", они гарантируют друг другу пролонгацию срока ныне номинально действующего долгосрочного соглашения о поставках газа. С ранее оговоренного периода 2003–2022 годов РФ и Туркмения договорились продлить его еще на шесть лет, до 2028 года.

В неофициальных оценках этого компромисса российская пресса попыталась представить его как победу. "Газпрому", дескать, все-таки удалось уговорить Ашхабад на снижение объемов импорта, просто растянув невыбранные объемы еще на шесть лет. О том, что на позицию Ашхабада повлиял недавний абсолютно провальный визит туда Виктора Ющенко, никто даже не говорит. В то же время полный вынос ценовой проблемы за рамки завершившихся в Москве переговоров заставляет задуматься о гораздо более прозаичной перспективе. Ведь сократить туркменский импорт до 10 млрд. м3 в год Москву заставило, скорее всего, просто упорное желание Ашхабада продавать газ минимум по $300/тыс. м3.

Пока Киев с вполне ощутимой пользой для "Нафтогаза" сумел использовать такую ситуацию, дав монополии лишний шанс на бюджетные дотации. В то же время основная интрига нынешнего российско-туркменского торгового сезона продолжает оставаться не раскрытой, что чревато для Украины существенными ценовыми рисками. Ведь Китай и Иран, закупившие в Туркмении на 2010 год суммарно более 45 млрд. м3, цены озвучивать не спешат. Они лишь намекают на то, что они не выше европейских. На фоне этого закономерно возникает вопрос, кто еще из компаний-импортеров поддерживает ценовое упорство Ашхабада в диалоге с Москвой. Пока имя компании, умудрившейся на условиях новых средневзвешенных российских экспортных цен, заключить с Туркменией договор о покупке ее газа (точнее, о перекупке части уже выкупленного иранского и китайского импорта), остается неизвестным. А это никак не свидетельствует о наличии какой-то гарантированной стабильности у ныне заявленных амбициозных, но все же зыбких украинских ценовых планов.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!