Главная Новости Политика Вашингтон хочет поссорить Лукашенко с Медведевым
commentss НОВОСТИ Все новости

Вашингтон хочет поссорить Лукашенко с Медведевым

1 февраля 2010, 10:21
Поделитесь публикацией:
Вашингтон хочет поссорить Лукашенко с Медведевым

Конгресс США приступил к рассмотрению законопроекта "Акт об учете поставок оружия Беларусью"

США намерены надавить на Беларусь, опасаясь неконтролируемого оружейного экспорта "государствам-изгоям". Однако этот шаг может иметь и другие цели. Например, усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Предполагается, что в случае утверждения законопроекта Госдеп США будет ежегодно представлять Конгрессу отчеты об "объемах и механизмах экспорта вооружений и сопутствующих услуг правительством Беларуси и белорусскими предприятиями, включая доходы от таких сделок". Конгрессмены указывают на военно-технические контакты Минска со "странами, поддерживающими терроризм или отказывающимися от сотрудничества с США в контртеррористических операциях". В законопроекте говорится, что, по данным Исследовательской службы Конгресса, оружейный экспорт Беларуси в период с 1999 по 2006 год достиг $1 млрд., что ставит Минск на 11-е место в списке ведущих экспортеров оружия. В числе покупателей белорусского оружия преобладают страны, "поддерживающие терроризм". В частности, в законопроекте говорится, что Беларусь является крупным поставщиком ракет, минометов, противотанковых средств и мин палестинским экстремистским группировкам, а также Сирии и Ирану. Кроме того, Тегерану были проданы боевые самолеты и двигатели к ним, а Судан и КНДР приобрели у Минска российскую бронетехнику. В числе покупателей также упоминается Венесуэла, которая "отказывается от сотрудничества с США в контртеррористических операциях"

Особый интерес Конгресс проявляет к "потенциальной роли правительства и предприятий России в этом экспорте". В законопроекте содержится предположение, что Москва использует Беларусь каждый раз, когда не хочет афишировать свои сделки. В частности это касается поставок зенитных комплексов С-300: предполагается, что ракеты, которые Москва со значительной скидкой продала Минску, на самом деле предназначены для Сирии и Ирана.

ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

США давно имеют зуб на Александра Лукашенко в связи с его "нечистоплотными оружейными связями". Так, еще в апреле 2003 года (сразу после начала войны в Ираке) помощник заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии, бывший посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что Вашингтон встревожен контактами Беларуси с "нежелательными" режимами. "Мы недовольны тем, что правительство Беларуси поддерживало отношения с режимом Саддама Хусейна", — заявил тогда Пайфер. Он также предположил, что Беларусь могла продавать вооружения в страны, против которых действуют международные санкции, в частности в Иран. Кроме того, США, по словам Пайфера, обеспокоены вероятными продажами белорусского оружия в горячие точки Африки.

В итоге США наложили санкции на белорусское предприятие "Белвнешпромсервис". Однако это не повлияло на Лукашенко, который в мае 2005 года заявил, что готов сотрудничать с Ираном "во всех направлениях". Тем временем белорусский парламент ратифицировал соглашение о сотрудничестве с Исламской Республикой в военной сфере.

Естественно, когда США говорили об оружейных поставках из Беларуси, всегда имелась в виду и Россия: способность белорусской оборонки самостоятельно выполнять заказы всех "стран-изгоев", особенно в таких сферах, как техника ПВО и авиация, экспертное сообщество расценивает скептически.

Правда, тогда все обвинения остались недоказанными, и тема белорусских "спонсоров терроризма" перешла в разряд штатных теоретических дискуссий на различных международных конференциях.

НЕ В ОРУЖИИ ДЕЛО?

Нынешняя актуализация белорусской темы на первый взгляд логично ложится в канву американской политики в отношении Ирана. Усиление контроля над его контактами с возможными поставщиками оружия напрашивается само собой.

Кроме того, ввиду "перезагрузки" отношений США было бы очень выгодно косвенно обвинить Россию в двойной игре. Если американцам удастся доказать поставки в Иран российского оружия, то главный ущерб будет нанесен не военно-экономическим и не военно-политическим интересам РФ, а эмоционально-психологическим амбициям "Новой Великой России" — если ты говоришь о своем величии, то или откровенно поддерживай Иран и бери ответственность за это, или проводи открытую политику в плане давления на Иран. Короче говоря, российскому руководству прозрачно намекают, что пора уходить от этого ребячества, смеси советской политики и желания урвать пару баксов.

Однако такая подоплека "Акта об учете поставок оружия Беларусью" лежит на поверхности. Более интересной выглядит версия, что попутно с понятным стремлением надавить на Беларусь и РФ в иранском вопросе США были бы не прочь усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Речь идет о том, чтобы на фоне нефтяных, электроэнергетических, газовых и абхазско-осетинских споров между Лукашенко и Медведевым — Путиным вбросить еще одно зерно взаимного недовольства.

Здесь может быть ставка на то, что раздраженные друг другом союзники рассорятся из-за американских обвинений. Реальная прибыль России от предположительной нелегальной торговли оружием через Беларусь на фоне остальных статей российского экспорта несущественна. Единственный дивиденд, который получала Россия за поддержку Лукашенко, — демонстрация безоговорочной лояльности и "расширения зон влияния России". После отказа Беларуси признавать независимость Южной Осетии и Абхазии этот дивиденд оказался под большим сомнением.

Александру Лукашенко причисление к "спонсорам терроризма" сейчас еще менее удобно. В условиях, когда Россия откровенно говорит о переходе на рыночные отношения в нефтегазовой сфере, исчезает главный мотив лояльности Минска к Москве — экономические преференции. И, естественно, это заставит Лукашенко искать новые формы работы с Западом. А неразборчивость в оружейных связях в глазах ЕС может оказаться куда большим злом, чем склонность к диктатуре. Кстати, экономическая составляющая оружейного экспорта и здесь не может идти в сравнение с другими областями внешнеэкономической деятельности. В законопроекте Конгресса идет речь об $1 млрд. доходов с оружейного экспорта за восемь лет (еще несколько сот миллионов можно накинуть за секретные сделки). Возможно, очередной миллиард за неопределенный срок принесут задекларированные оружейные контракты с Каракасом. Но сейчас в нефтяном споре с Россией говорится о белорусских потерях в $1–2 млрд. за год.

Некоторые обстоятельства развития внутренней и внешней политики Беларуси также указывают на существование почвы для дальнейшего раскола с РФ. В конце прошлого года Минск объявил о намерении разработать новую "Систему национальной безопасности". Изюминкой этого документа может стать положение об обеспечении энергетической безопасности с намеком на трения с Россией. Кроме того, Александр Лукашенко активно развивает двусторонние отношения с туркменским коллегой, опять-таки для обеспечения прямых поставок энергоносителей. Следует вспомнить и об углублении контактов Беларуси с МВФ. Кстати, последний пытается играть роль посредника в нефтяном споре между РФ и РБ.

Все это говорит о том, что напоминание Конгресса США о нелегальном оружейном бизнесе Беларуси может иметь многоплановое приложение к текущей ситуации. Конечно, полагать, что сам по себе этот шаг может рассорить Москву и Минск, оснований нет. Но в совокупности с другими факторами это может сыграть определенную роль. Во всяком случае, возможность такой многоходовки со стороны Конгресса США исключать не стоит.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!