Главная Новости Политика Китайцы сдерживают развитие украинских кинотеатров
commentss НОВОСТИ Все новости

Китайцы сдерживают развитие украинских кинотеатров

4 июня 2010, 10:05
Поделитесь публикацией:
Китайцы сдерживают развитие украинских кинотеатров

Они заказали 3 тыс. цифровых кинопроекторов, заставив прокатчиков из многих стран стать в очередь

Цифровые технологии вселили в украинских кинопрокатчиков небывалый оптимизм. "Благодаря цифровым релизам в этом году мы с высокой долей вероятности прогнозируем, что кассовые сборы впервые в Украине преодолеют барьер в $100 млн.", — отмечает директор по маркетингу консалтинговой компании "Медиа Ресурсы Менеджмент" Ольга Боровских. Она добавляет, что ввиду растущей популярности 3D-формата среди украинцев выручка кинотеатров страны только за первый квартал 2010 года была больше, чем за половину прошлого года

ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫБОР ДЛЯ ПРОКАТЧИКОВ

Более того, по данным компании "Планета Информ", три из пяти картин, лидирующих с начала этого года по сумме кассовых сборов, также демонстрировались у нас в 3D — "Аватар", "Алиса в стране чудес" и "Битва титанов". От 50 до 70% их кассы было получено за счет проката на цифровых экранах. При этом количество цифровых залов в Украине достаточно скромное — всего 45. Однако воодушевление владельцев кинотеатров растущими сборами от 3D-проката заставляет их набирать темп, и посему скорость цифровизации кинозалов, по украинским меркам, сейчас более чем внушительная. "Если до премьеры "Аватара" в конце прошлого года их едва набирался десяток, то в середине апреля новый формат поддерживало 39, а к премьере новой части приключений "Шрека" 20 мая работает уже 50", — рассказывает заместитель директора компании "КиноСвит" Павел Покровский.

Конечно, освоение цифровых технологий украинским кинорынком на фоне других стран не выглядит впечатляюще. Так, власти Китая, желая решить задачу одним махом, заказали у разных производителей сразу более 3 тыс. цифровых кинопроекторов (первая тысяча уже смонтирована в прошлом году). Из-за этого мегаподряда остальные заказчики 2D- и 3D-оборудования, в том числе украинские, вынуждены были встать в очередь.

Дефицит производственных мощностей — характерный спутник развития всех новых технологий. И рынок цифрового оборудования для кинотеатров не исключение. Сейчас выпуском digital-проекторов занимаются всего четыре компании в мире: канадская Christie, бельгийская Barco и две японские — NEC и Sony. Кроме того, на базе их комплектующих сборку цифровых кинопроекторов осуществляют еще два игрока — Kinoton и Cinemeccanica, но их доля в общем пироге пока более чем скромна.

Японские разработки в Украине не прижились, и вряд ли приживутся ввиду их высокой цены. Так, например, проекторы Sony, которые изначально предлагают более высокое разрешение (начиная с 4К, или четырех тысяч кадров в строке, вместо обычных 2К, или двух тысяч) обойдутся покупателю на порядок дороже.

Ценовая линейка на оборудование остальных игроков более приемлема для украинского, как и для среднестатистического европейского покупателя, — порядка 120–150 тыс. евро. Но именно технику этих производителей (обе компании являются поставщиками на китайский рынок) сейчас и приходится ожидать. Дело в том, что в оборудовании обоих производителей содержатся так называемые DLP-чипы (Digital Light Processing). В современных проекторах используется, как правило, три таких чипа — отдельно для красного, синего и зеленого цветов. Они включают матрицу из микрозеркал, которые получают команды от графического процессора и меняют свое положение для отражения света специальной лампы. Технология эта разработана американской фирмой Texas Instruments почти три десятка лет назад, но до сих пор компания снимает все сливки самостоятельно, являясь единственным производителем этих чипов. Поэтому китайский мегаподряд так легко дестабилизировал ситуацию в целом на рынке.

Впрочем, производство и 3D-преобразователей для цифровых проекторов пока тоже зациклено всего на четырех компаниях, из которых в Украине фактически закрепилась лишь одна. "RealD 3D — одна из самых распространенных систем цифровой проекции, особенно в США. Но она не прижилась не только в Украине, а и во всем СНГ. Главный ее минус — постоянные лицензионные отчисления за использование системы", — рассказывает Покровский. Не удалось привлечь владельцев украинских кинотеатров и компании MasterImage. Использование этой технологии цифровой проекции предполагает обязательную замену экранного полотна. "Изображение в этом случае проецируется на экран с металлизированным покрытием, его еще называют "серебряным" экраном. Помимо дополнительных расходов на его установку сдерживающим фактором является еще и то, что украинский зритель привык к более мягкому изображению, которое получается при проекции на бело-матовый экран. И такой эксперимент с холодным "металлическим" изображением может оказаться неудачным", — объясняют в "КиноСвите".

В итоге в Украине сейчас получили распространение всего две 3D-системы (XpanD 3D и Dolby 3D), из которых львиная доля рынка досталась последней. Сильная сторона технологии XpanD — мгновенное переключение между 2D- и 3D-контентами. Но использование этой системы для кинотеатра оборачивается дополнительными расходами, поскольку здесь применяется принцип синхронизации проецируемого изображения с работой затворов активных LCD-очков, которые попеременно открывают и закрывают то правый, то левый глаз в соответствии с полученным сигналом от трансмиттера. Для обеспечения этой незаметной для зрительского глаза работы необходимы батарейки, которые приходится обновлять раз в полтора-два месяца, что выливается в каждом случае в $1,5. В отличие от этой технологии при проекции по системе Dolby 3D используются дешевые пассивные очки, что вместе с возможностью применения обычного бело-матового экрана и обеспечило симпатии владельцев украинских кинотеатров. Но справедливости ради отметим, что очевидные экономические преимущества этой системы все же нивелируют несколько неочевидных. Так, из-за применения фильтра и специального покрытия пассивных очков у данной системы самые высокие потери по световому потоку, что предполагает установку более мощных ксеноновых ламп и их более частую замену, а также больший расход электроэнергии.

ПОТЕРИ ДИСТРИБЬЮТОРОВ

Однако в то время как доходы кинотеатров от цифровой демонстрации фильмов растут, у дистрибьюторов они, напротив, сокращаются в разы. Цифровая копия обходится дешевле в среднем в четыре раза. Для выпуска одной пленочной фильмокопии необходимо около 3 тыс. метров кинопленки, один метр которой стоит примерно $1. С учетом всех издержек на прокатные права, обработку, транспорт, утилизацию и прочее печать одной пленочной фильмокопии обходится дистрибьютору в лучшем случае в $5–5,5 тыс. Для создания же цифровой копии необходим жесткий диск емкостью 200 Гб ($60–65). Затраты на хранение, транспортировку и утилизацию отпадают сами собой. Передачу можно осуществлять за каких-то три–шесть часов по 100-мегабитному интернет-каналу, минуя сложности с таможней, а вместо затратной утилизации использовать тот же диск для нового контента. Конечно, отдельная статья расходов — цифровой мастеринг фильма, если он изначально снят не на цифровую камеру, а на пленку. Но, судя по текущей динамике, в будущем количество нецифрового кино будет только сокращаться.

При таком развитии событий может оказаться, что уже через пять–семь лет дистрибьюторы могут отказаться от выпуска громоздких пленочных фильмокопий, довольствуясь только цифровыми сборами. Поэтому переход на "цифру" станет не дополнительным источником заработка для кинотеатров, а вопросом выживания. В итоге на обочине этого мирового киноапгрейда окажутся наши маленькие региональные кинотеатры, которым установка цифрового оборудования будет просто не по карману. Сегодня они держатся на плаву за счет прогонки фильмокопий, отработавших свое в более продвинутых кинотеатрах. Специально для них печатать пленочные копии никто не станет. В развитых странах этой проблеме нашли устраивающее и дистрибьюторов, и владельцев кинотеатров решение. Речь идет о механизме VPF (Virtual Print Fee), благодаря которому сами студии-мейджоры стимулируют комплексный переход на цифровые технологии. При VPF-схеме с каждого билета, купленного в цифровом зале, являющимся участником такой программы, отчисляется фиксированная сумма, которая пойдет на покрытие расходов по инсталляции цифрового оборудования в кинотеатрах. В зависимости от договоренностей кинотеатры оплачивают лишь треть стоимости цифрового оборудования. Но, учитывая сравнительно скромную кассу, которую делают голливудские фильмы у нас, рассчитывать на внедрение VPF-механизма в ближайшую пятилетку вряд ли стоит.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!