2 сентября 2010, 12:00
Поделитесь публикацией:
Устрани гаишника

Украинцы воспитывают власть

27 августа на мобильный телефон экс-украинке, ныне жительнице Дании Юлии Квинде позвонил львовский инспектор ГАИ, сержант милиции Владимир Щипель. Редкий украинский гражданин не хотел бы услышать такую фразу от гаишника: "Пани Квинде, простите меня, я больше так не буду"

Звонок в Копенгаген

Столь нестандартная просьба из уст сотрудника ГАИ имела предысторию. Начитавшись ужасов о нравах украинских стражей порядка на дорогах, Юлия Квинде вооружила 12-летнюю дочь видеокамерой. И та сняла все три попытки наших гаишников оштрафовать туристов. Если в первых двух случаях инспекторы, увидев камеру, старались побыстрее отделаться от "общественного телевидения", то последнего такая беспардонность привела в бешенство. Сержант сорвался на крик. Тыча пальцем в девочку-подростка, обещал забрать и ее, и Юлию в райотдел и т.д.

Через несколько дней Департамент ГАИ получил запись и жалобу Квинде (составить документ помогли украинские водители), затем канал "Интер" продемонстрировал "забавное видео" заместителю шефа Департамента ГАИ Владимиру Резникову. И лишь потом к Юлии, которая к тому времени уже вернулась в Копенгаген, начали названивать. Вначале непосредственный начальник инспектора ("Наш сотрудник молод, горяч, может, можно все решить без огласки?"), а затем и сам главный герой блокбастера.

Думается, если бы сержант был активным пользователем Интернета, он бы не совершил подобной ошибки. В последние полтора года Всемирная паутина пополнилась доброй сотней роликов из Украины, в которых главными действующими лицами выступают милиционеры.

Видеокамера вместо жезла

Началось все с конца 2008 года, сразу после резкого повышения штрафов. В отличие от россиян, у которых подобное движение стартовало раньше, украинцы поставили видеоконтроль на более профессиональный уровень. Одним Youtube не ограничились. Посыпались жалобы, участились суды, граждане стали дотошно анализировать законодательство.

Вначале милиция пыталась давать отпор. Областные ГАИ официально отвечали, что, если "водитель снимает инспектора на камеру, его действие имеет признаки преступления, предусмотренного ст. 343 УК "Вмешательство в деятельность сотрудника правоохранительного органа". Затем, вчитавшись в Конституцию, киевское начальство снимать разрешило. Мало того, рекомендовало сотрудникам милиции вести ответную съемку, чтобы зафиксировать, как водители провоцируют инспекторов на неадекватные действия. Но пока ни одного видеосвидетельства от гаишников в суды не поступало. Видимо, милиция так до конца и не поняла, зачем водители начали преследовать милиционеров. И что это не флешмоб неуравновешенных личностей и не новое панковское движение.

Сам себе режиссер

А ведь волну сопротивления породила именно милиция. Резкое увеличение штрафов привело к тому, что заработать стало возможно практически на каждом автомобиле. С особым тщанием сотрудники ГАИ начали проверять аптечки, техталоны и страховки. То, что это не очень стыковалось с законодательством, не смущало: критерием истины всегда был человек с жезлом. Тем более что обычно ГАИ работает без свидетелей.

Водители стали обращаться в суды. Там же "слово милиционера" оказывалось весомее "слова водителя". Так что чисто эмпирически граждане пришли к выводу: действия милиционеров надо фиксировать. Тем же опытным способом было доказано: снять сотрудника ГАИ можно лишь, не выходя из машины. Если вышел — пропал. Либо ты, либо фотоаппарат.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что 90 процентов роликов начинаются однообразно: водитель защелкивает центральный замок, приспускает стекло (чтобы извне нельзя было дотянуться до блокировки) и начинает разговор с вопроса: "Ваши документы?". Многих блюстителей порядка такой вопрос немедленно приводит в ожесточенное состояние.

Но воистину шекспировские страсти обычно разгораются после того, как водитель посылает гаишнику месседж "из машины не выйду, документы передаю, если виноват — пишите протокол и давайте мне обратно".

На какие только ухищрения не идут милиционеры, лишь бы выдавить водителя из тюбика его авто. "Ищем такую же угнанную машину, сверка агрегатов, нужно посмотреть багажник, нет ли там наркотиков"... Или же: "Просто побеседуем две минуты, чего вы боитесь, неужели вам тяжело пройти 20 метров, выключите камеру — мы же нормальные люди"...

В ответ получают цитаты из закона о милиции, приказа №111, ПДД и постановлений Кабмина. Обычно машину отпускают. С матом или без, через пять минут или пятьдесят (то есть после звонка на телефон доверия ГАИ).

И здесь стоит зафиксировать одну психологическую проблему. Понятны действия инспектора, если он остановил машину незаконно (проверить техпаспорт или посмотреть в зрачки водителю). В таком случае ему хочется быстрее расстаться с "сам себе режиссером". Но очень часто гаишник отпускает автомобиль, даже если на сто процентов уверен в своей правоте.

Видимо, нестандартное поведение водителя, который вдруг перестал лебезить перед стражем порядка, вкупе с видеокамерой ввергают инспектора в ступор, после чего надо подумать, что-то переосмыслить. Хотя понятно, что временной аспект здесь тоже важен: лучше потратить час времени на пятерых более покладистых водителей, чем мучаться с одним "правозащитником".

Важнейшее из искусств

Наверное, самый известный российский видеокиллер Владислав Мухин уже сделал общение с ГИБДД и ГАИ не хобби, а практически профессией. В поисковике фраза "как разговаривать с гаишником" начинается ссылками на его видео. В прямых эфирах с правоохранителями он парирует все нападки железобетонным аргументом: "Если я действительно нарушил, почему до сих пор мне не выписали ни одного протокола?".

Думается, ответ знает и он, и другие его коллеги, и сами инспекторы. Люди на государственной службе (будь то милиционеры или просто чиновники) не очень любят работать в прозрачном аквариуме. Тем более за многие годы они привыкли решать вопросы по своим законам.

Вот один из свежих вариантов такого решения. В августе в Интернете появился ролик, как в Джанкое гаишник обложил матом активиста дорожного движения. Вопрос об увольнении инспектора журналисты задали министру МВД Анатолию Могилеву. Тот даже сообщил, что сотрудник уволен. Правда, оказалось, что министр перепутал его с другим гаишником из Винницы, который показывал фигу в камеру.

На самом деле вначале местные правоохранители пытались доказать, что матерился на камеру другой человек. А затем попросили автолюбителя забрать заявление и снять ролик с Youtube ("Понимаете, у него семья, дети"). Тот внял просьбам. Снял. Только вот незадача — ролик уже скачали другие борцы за справедливость. Сделав внушение слишком сердобольному товарищу, соратники пообещали добиться справедливости уже без него. Потому что кино, как говаривал один вождь, "важнейшее из искусств". Оно принадлежит народу.

КЛАССИКА ОБЩЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ С ИНСПЕКТОРОМ ГАИ, АВГУСТ 2010 ГОДА, ХАРЬКОВ

Начало разговора

Водитель: Здрасьте. Внимательно слушаю.

Инспектор: Водительский, техпаспорт и талон техосмотра, пожалуйста.

— Причина остановки?

— Талон техосмотра.

— Причина остановки?

— Проверка талона техосмотра.

— А разве есть такая причина остановки?

— Да-да-да.

— Покажите мне этот пункт.

— Талоны техосмотра подлежат изъятию. Просроченные.

— Да?

— Да, покажите, и если у вас непросроченный талон, все в порядке...

— Ваши документы?

Окончание разговора

Инспектор: Та кто вы такой вообще?

Водитель: Гражданин Украины.

— Так предъявите документы, гражданин Украины.

— На каком основании я должен вам предъявлять свои документы?

— А на каком основании я должен предъявлять свои документы?

— Так вы должностное лицо. Статья 95 закона о милиции. Знаете такой?

— Изучай дальше свою статью.

Машина отъезжает. Длительность "разговора" — 5 минут 30 секунд.

Ростислав Шапошников

Нет ни одного закона, который обязывал бы выходить из машины

Редактор сайта "Дорожный контроль" Ростислав Шапошников считает, что с ГАИ нужно бороться силовыми методами. Но по закону

Как ГАИ дошло до такой жизни, что разрешило автомобилистам снимать на видео своих инспекторов?

Р. Ш. Когда водители начали массово снимать, возник вопрос правомерности. Активисты, в том числе наши, написали запросы. Первые ответы: инспекторов нельзя снимать, поскольку водители вмешиваются в их личную жизнь, мешают работать и т.д.

Вместе с тем существует Закон "О милиции", в котором четко написано, что деятельность милиции является гласной. Тем более водитель находится в своем личном транспортном средстве и может записывать все что угодно. Граждане начали обращаться в департамент. И в начале 2010 года появился ответ, что Департамент ГАИ вместе с Министерством юстиции проанализировали все законодательство и не нашли ни одного положения, которое запрещало бы гражданину фиксировать работу сотрудников милиции.

В чем, собственно, вопрос? Если инспектор действует в рамках закона, то наоборот, ему будет хорошо. Покажут, как он правильно работает.

И сколько с того времени появилось подобных роликов?

Р. Ш. Думаю, таких роликов уже тысячи. Но практически никто не шлет эти записи в прокуратуру. Некоторые выкладывают на Youtube, большинство — оставляют у себя.

Как я поступил в похожей ситуации? В марте меня остановил инспектор ГАИ. Была абсолютно классическая остановка без причины. Благодаря видеозаписи я смог подать на него в суд. Поскольку он не составлял протоколов, без записи я бы не смог доказать, что инспектор меня вообще останавливал.

Какой техникой обычно пользуются водители?

Р. Ш. Я — в основном мыльницей. Либо же телефоном. Некоторые люди уже оборудуют машины и видеорегистраторами. Но самый эффективный способ — это скрытая камера. Если инспектор не знает, что его снимают, он может рассказать разные интересные вещи.

Судя по записям, первое напряжение между инспектором и водителем возникает от нежелания последнего выходить из машины.

Р. Ш. Я не знаю ни одного закона, который бы обязывал выходить из машины. Если это будет прописано, это будет законное требование. В нормальной стране нет никакой проблемы выйти из машины, показать номера агрегата и т.д., поскольку в нормальном обществе инспектор просто так их проверять не будет.

У нас же это используется как способ вытащить из машины, замучить водителя. Поэтому тот и сопротивляется. Ведь от наших сотрудников милиции мы постоянно ждем каких-то противоправных действий, какого-то подвоха.

Ваш сайт много судится с ГАИ. Юридических знаний хватает?

Р. Ш. Я — журналист. Скоро получу диплом юриста. Но те знания, которые я приобрел, были получены не в университете. Поскольку в судах законы не работают. Работает беспредел. А как бороться с беспределом, в университетах не учат. Более того. У нас в прокуратурах и судах часто не то что хотят принять незаконное решение, там просто не знают, как должно быть правильно. Приходится бороться не по сути вопроса, а с противодействием судьи — нужно потратить полгода или год, чтобы просто добиться рассмотрения вопроса.

Вы можете описать портрет вашего стандартного активиста?

Р. Ш. Активист — это человек, который ведет активную общественную деятельность, фиксирует нарушения ГАИ, никогда не платит взятки и подает в суд на противоправные действия. То есть борется на своем маленьком уровне с беспределом и сообщает об этом людям.

Сейчас мы будем регистрировать общественную организацию. Тогда уже появится план, стратегия и будем двигаться по четкой линии.

Пригодился ли вам российский опыт "синих ведерок"?

Р. Ш. Этот метод борьбы абсолютно неэффективный. Правильный путь — организация общества и правовое решение вопроса. Есть такой термин "правовой терроризм". Берем, допустим, 10 тысяч человек и в какой-то один момент начинаем судиться с органом власти. Когда у чиновника накопится гора исков, ему придется действовать по закону. Либо же эта гора будет увеличиваться в геометрической прогрессии. С чиновниками нужно бороться силовыми методами, но в правовом поле.

По материалам Weekly.ua.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!