Политтехнологи власти: Юрий Левенец

 «Комментарии» начинают серию публикаций о самых влиятельных политтехнологах, которые «делают власть» 

Будучи абсолютно непубличной персоной, Юрий Левенец является одним из самых влиятельных политтехнологов в Украине. Главным секретом его успеха, пожалуй, можно назвать феноменальную способность делать хорошую мину (точнее умную и академически многозначительную, которая производит неотразимое впечатление на "технократов" вроде Кучмы и "крепких хозяйственников" наподобие Януковича) при плохой игре. Кроме того, Левенец весьма изощрен в поиске "стрелочников", которые проваливают его "гениальные" проекты.Именно поэтому Директор Института политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины Юрий Левенец за последние 15 лет участвовал практически во всех крупных политических кампаниях – от выборов до всеукраинского референдума – и до сих пор остается востребованным. При этом основные его проекты так и не были доведены до ума, как, например, принесшая ему наибольшую известность подготовка Всеукраинского референдума 2000 года. В этом отношении интересно и то, что и теперь Левенец, остающийся в обойме власти, не стесняется предлагать нынешнему Президенту свои старые "лекала" все с тем же референдумом. Впрочем, не референдумом единым известен Левенец и список его "творческих" достижений гораздо масштабнее и заслуживает серьезного исследования.

 

Ученик академика Кураса

Юрий Левенец родился в 1961 году в Бугуруслане Оренбургской области. В 1983 году окончил истфак Киевский университет им. Т.Шевченко. В начале 90-х ученый стал работать под началом Ивана Кураса, который активно продвигал Юрия Анатолиевича и его окружение, вводя будущего маститого политтехнолога в высшие политические круги. Злые языки поговаривали, что стремительная карьера Левенца была облегчена также тесными связями со спецслужбами.

Стоит отметить, что на тот момент Иван Курас был одной из самых мощных фигур в стране: ведущий ученый-политолог страны, академик, основатель Института политических и этнонациональных исследований, перед которым был открыт практически любой властный кабинет. С 1994 по 1997 год Иван Федорович являлся вице-премьером по вопросам гуманитарной политики, был народным депутатом четвертого созыва.

По его протекции Левенец в конце 90-х попал в обойму аналитиков при тогдашнем президенте Леониде Кучме. В 1998 году Левенец начал работать консультантом "директора" парламента Александра Волкова. Кстати, по некоторым данным, под руководством Левенца Волков и многие другие политики защищали свои диссертации. Политтехнолог руководил избирательной кампанией Волкова, когда тот "воевал" с Николаем Рудьковским на мажоритарном округе в Черниговской области. Но уже к 2002 году Волков и Левенец прекратили сотрудничество, якобы разругавшись на почве "нецелевого" использования средств, отпущенных на политтехнологии.Но это уже не могло помешать карьере Левенца. На тот момент Юрий Анатолиевич поднялся очень высоко…

 

Автор народного волеизъявления-2000 поставить точку не сумел

К тому времени Левенец уже отработал президентскую кампанию 1999 года и был одним из создателей предвыборных идеологем кампании Кучмы.

Примечательно (возможно, по чисто случайному совпадению), но в это время приключилась история со взрывами во время выступлений Натальи Витренко в Кривом Роге. Напомним, после её встречи с избирателями в неё и сопровождавших её депутатов были брошены две боевые гранаты РГД-5. Витренко получила осколочные ранения, пострадало 44 человека, одной из женщин оторвало ногу. Организатором покушения решением суда был признан Сергей Иванченко - доверенное лицо лидера СПУ и кандидата в президенты Александра Мороза. Тогда именно Сан Саныч был главным и самым опасным противником Кучмы, и это  должно было сработать на уничтожение имиджа главного социалиста. Однако вся эта шитая белыми нитками детективная история вряд ли сильно повлияла на имидж Мороза, и Кучма победил, прежде всего, потому, что разыграл комбинацию с "каневской четверкой". До этого смерть Вячеслава Черновола и раскол в стане "правых" уже облегчили Кучме дорогу ко второму сроку – по данным "Комментариев", за технологией раскола Руха стояли аналитики Центра Разумкова, а вовсе не Левенец. Что касается "каневской четверки", то и тут не Левенец, а, прежде всего, ее участник Евгений Марчук, после выборов получивший должность секретаря СНБО, был главным режиссером комбинации, разыгранной на тщеславии Мороза. В результате Кучма получил во втором туре в соперники удобного коммуниста Петра Симоненко. 

Так или иначе, но Левенец заработал имидж незаменимого технолога и тут наступил его "звездный час". Он стал главным автором идеи проведения Всеукраинского референдума 2000 года, направленного на максимальное усиление полномочий Леонида Кучмы. Для получения поддержки населения были предложены манипулятивные технологии. С одной стороны, референдумный бюллетень содержал два популярных среди населения пункта о сокращении депутатского корпуса с 450 до 300, а также лишении народных избранников неприкосновенности. С другой стороны, были прописаны два очень нужных для Кучмы вопроса. Первый касался создания двухпалатного парламента, "одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины". Второй – в расширении возможностей для Президента роспуска Верховной Рады.

В теории украинцы должны были аж бегом поддержать такие предложения, однако, как показала практика, без админресурса и "гениальные" идеи мало чего стоят. А иначе никак в рекордно сжатые сроки не удалось бы собрать в поддержку этих инициатив 4 млн. подписей. По тогдашним подсчетам, на одну подпись активист тратил 26 секунд, работая днем и ночью, правда, иногда случались казусы, когда в руки оппозиционеров попадали подписные листы с именами и фамилиями, образованными от матерных ругательств, и с несуществующими адресами. После этого весьма сложно поверить, что более 80% населения страны пожертвовали выходным, чтобы поддержать Кучму в его борьбе с парламентом. Особенно, если учесть, что после 18.00 явка на протяжении получаса скачкообразно увеличилась на 30-40%. Однако "хорошее дело" было похоронено в парламенте, который, естественно, не пожелал имплементировать самоубийственные инициативы – как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.  

 

"Сахарная технология"

Однако, судя по всему, Левенец заявил своим работодателям, что он, прежде всего,  "стратег", а над тем, как претворить его наработки в жизнь, пусть ломают себе голову "тактики" из АП. Если же ничего не выходит, то он не виноват, что с парламентом работают бездари. О том, что его аргументацию восприняли, свидетельствует факт участия людей Левенца в довыборах 2000 года в парламент на десяти мажоритарных округах. В частности, эта команда политтехнологов отметилась яркими шагами на округах Сергея Тигипко (№36) с центром в Павлограде, тогдашнего главы НАК "Нафтогаз" Игоря Бакая (№64) в Житомирской области, а также на тот момент руководителя "Лекарств Украины" Александра Беловола (№99) в Кировоградской области. Приведем лишь несколько фактов тех времен, которые иллюстрируют методы команды Левенца.

Избирательная кампания совпала с подорожанием сахара. Этим моментально воспользовались бесхитростные политтехнологических дел мастера. И без конфузов не обошлось. На "тигипковском" округе в Павлограде появились машины, с которых торговали сахаром по 4 гривны за килограмм. Рядом красовался портрет того, кто обеспечил "сахарный рай" — Сергея Леонидовича Тигипко. Правда, подпортили схему перекупщики, которые одним махом скупили весь тигипковский сахар и стали перепродавать его на рынках города уже гораздо дороже. Поэтому позднее сахар начали уже продавать исключительно по спискам.

Видимо, "сахарная технология" политтехнологам понравилась, и они запустили ее на других округах. В частности, на округе Бакая. Правда, денег у главного "нафтогазовика", видимо, было побольше (или он оказался щедрее), и кило сахара отпускали всего за 2 гривны. Но там решили ошибку Тигипко не повторять: установили лимит – только по 3 килограмма на руки.

А в Кировоградской области, где баллотировался провластный кандидат Александр Беловол, фаворитом называли бютовца Валерия Кальченко. Так вот, злые языки утверждают, что не без намека политтехнологов  правоохранители пошли на беспрецедентный шаг: были собраны все наблюдатели Кальченко в одном зале и им популярно объяснили, что лучше сдать свои наблюдательские "ксивы" подобру-поздорову. Говорят, вняли этому около двух третей наблюдателей. А дальше непосредственно на участках без наблюдателей последовали определенные действия, которые позволили нынешнему нардепу-"регионалу" Беловолу праздновать победу.

 

Непосильная это работа - тянуть Кучму из болота

История с публикацией "пленок Мельниченко" в 2001 году стала серьезным испытанием для власти. Имидж Леонида Кучмы почернел. Власть не смогла оперативно найти контрмеры против возникшей угрозы. Тогда на этот фронт бросили Левенца. С помощью контратак в СМИ началась активная дискредитация "пленок" и самого экс-майора. Однако кардинально подправить имидж Леонида Даниловича так и не удалось, и это, пожалуй, стало главной причиной, почему он в итоге отказался от идеи идти на третий срок, хотя Конституционный суд и выписал ему "пропуск".

В 2002 году на парламентских выборах также полномасштабно работали технологии главного консультанта президента. О том, какое влияние имел Левенец в окружении Кучмы, можно сделать вывод, если учитывать, что Юрий Анатольевич, как утверждают источники "Комментариев", был чуть ли не единственным, кто мог во время совещаний в открытую спорить с Леонидом Даниловичем.

О "широкой известности в узких кругах" Левенца можно судить хотя бы потому, что он и его люди якобы были задействованы на парламентских выборах в Киргизии в начале 2000-х в качестве консультантов. Тогдашнее руководство этой страны в Центральной Азии не было уверено в своей победе. Вот и заказали специалистов из Украины… Однако, чтобы не думали о Левенце в Киргизии, выборы 2002 года в Украине чуть было не обернулись катастрофой для власти, и если бы не мажоритарка, то Кучма рисковал потерять парламент. Кстати, этим же от разгрома спаслись и "регионалы" в 2012 году.

Как бы там ни было, но и в президентской кампании-2004 года Левенец являлся одним из трех главных мозговых центров власти. Поговаривают, что на тот момент  другие аналитические "конторы" располагались в Музейном переулке у Эдуарда Прутника, а также у тогдашнего главы АП Виктора Медведчука. Но в отличие от этих двух последних центров влияния проигрыш Виктора Януковича на президентских выборах практически не отразился на Левенце, который опять как "стратег" с виду оказался в стороне от всяких "темников", "деления Украины на три сорта", "жен американок" и транзитных серверов. Последствия той грязной кампании обляпали Медведчука, братьев Клюевых, самого Януковича, кого угодно, но только не Левенца.

 

Свободный "мозговой штурм" профессуры

На парламентских выборах 2006 и 2007 года институт активно работал как с Партией регионов, так и с БЮТ. Не забывал он и о Секретариате Президента Виктора Ющенко. Причем, этого факта особо никто не скрывал: Левенца неоднократно видели в компании штабистов из различных лагерей. Даже на президентских выборах 2010 года институт имени Кураса параллельно консультировал и Виктора Януковича, и Юлию Тимошенко.

По информации "Комментариев", на "контракте" с институтом находятся десятки профессоров и кандидатов наук, которые используются для различных "мозговых штурмов" по той или иной тематике. В случае возникновения региональных вопросов у Левенца есть целая "сетка" на местах. Полученные в результате данные сводятся в один аналитический документ, что позволяет выдавать на гора относительно качественный продукт с поливариантными схемами. Некоторые эксперты считают, что аналогичной по масштабу структуры в стране больше не существует.

 

В одни ворота

За последние три года президентства Виктора Януковича ситуация для Левенца несколько изменилась. Рынок по известным причинам серьезно сузился. Но и здесь изворотливый политтехнолог нашел для себя выгодные варианты. К примеру, сотрудничество Левенца с Банковой завязано через Сергея Левочкина, с которым он хорошо знаком с кучмовских времен. В частности, местные выборы-2010 были в значительной степени отработаны по схемам, подготовленным у Левенца. Правда, и тут первую скрипку играл админресурс.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что пиар-работу с главой КГГА Александром Поповым, ориентирующемся на Левочкина, проводят политтехнологи из той же команды Левенца. Памятуя о сантиментах Левенца к референдумам, не сложно догадаться, что ножки у идеи о столичном референдуме, с которой долго носился Попов, растут из Института имени Кураса. Их почерк: в список вошли отвлекающие вопросы, например, о том, не хотят ли киевляне ввести муниципальную милицию. Special for "бабушек Черновецкого" был заявлен вопрос "Поддерживаете ли Вы обязательное включение в государственный бюджет Киева предоставление материальной помощи пенсионерам и надбавок работникам бюджетной сферы столицы?". Самый интересный вопрос "Одобряете ли Вы основные проектные решения нового Генерального плана развития Киева?" вызвал у экспертов ожидаемые опасения: среднестатистический киевлянин никакого Генплана и в жизни-то не видел. А значит с помощью референдума вопросы отвода земли власти можно было бы решать очень просто: после очередного голосования Киевсовета тыкать на киевлян и заявлять о том, что Вы, мол, сами за такой земельный дерибан проголосовали.

Однако судьба киевского референдума Попова была еще печальнее удела Всеукраинского референдума Кучмы. В Киеве даже не дошло до волеизъявления, хотя инициатива хорошо рекламировалась, за референдум с сити-лайтов агитировали известные люди (правда, почему-то в основном не киевляне, например, первый украинский космонавт, буковинец Леонид Каденюк и певица-львовянка Руслана Лыжычко), а подписей было собрано аж 334 тысячи. Но все дело в том, что киевский референдум задумывался исключительно как вспомогательная пиар-мера для Попова, который должен был с ним выйти на выборы. Но тут оказалось, что эта помощь для рейтинга Попова как мертвому припарка. Кроме того, подошли более важные парламентские выборы - и референдум вместе с выборами мэра похоронили на неопределенный срок. Правда, вряд ли кто-то кому-то вернул деньги, потраченные на эту технологию.     

 

Опять "сахарные технологии" и "ветхий" референдум

Облом с киевским референдумом не помешал Левенцу (можно не сомневаться, что он посокрушался на тот счет, что, если уж он не поднял рейтинг Попову, то этого уже никто не сделает) уверенно взялся за парламентские выборы и стоически провалил их. Несмотря на огромные полномочия.В частности, он входил в специальную рабочую группу, которая занималась подготовкой кампании. По информации "Комментариев", провластных кандидатов на мажоритарных округах курировали во всех регионах страны ставленники Левенца, которые были не только "смотрящими", но и в случае неудачи должны были стать "стрелочниками". К примеру, в столице куратором от Левенца якобы был Михаил Подоляк, который кроме всего прочего является главным редактором сайта "Обозреватель".

Есть примеры и в регионах. Например, одним из трех доверенных лиц гражданского мужа сестры главы АП Юлии Левочкиной - Виталия Чудновского, баллотировавшегося в Белой Церкви, вполне официально являлся старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований имени Кураса Владислав Ковалевский. Однако если на местах многое, предложенное консультантами Института, еще кое-как срабатывало, то на мажоритарных округах в Киеве, за ситуацию в которых был ответственен Левенец, власть с треском проиграла выборы. Киев показал, что старые "сахарные технологии" уже буксуют в Украине.  

Кстати, помимо Партии регионов, на парламентских выборах люди Левенца консультировали и "УДАР" Виталия Кличко. И хотя некоторые их "подсказки" стоили Виталию Владимировичу нескольких мест в парламенте, после парламентских выборов связи с "кличковцами" сохранились. Некоторое дистанциирование Кличко от других союзных оппозиционных сил – это, судя по всему, и есть плоды разработок опытных политических манипуляторов, которые, как показала практика, лучше всего работали в конечном итоге на власть. А сотрудничество с оппозицией в результате всегда направляли на пользу для Банковой.

Так или иначе, но за теперешнюю потерю тотального контроля над парламентом образца 2010-2012 годов власть должна сказать спасибо и Левенцу. Однако, похоже, это "спасибо" никто ему не скажет, да и сам он в обычной своей манере не тушуется. У вас проблемы с парламентом? А для чего придуман Всеукраинский референдум Кучмы? И поехали. Через 13 лет модернизированный маховик "левенцовского" референдума вновь запущен. На сей раз – под Президента Виктора Яуковича. Правда, теперь использование референдума выглядят несколько более перспективной технологией, нежели в 2000 году. С помощью принятия изменений в закон о референдуме парламент теперь исключен из цепочки органов, которые должны подтвердить результаты народного волеизъявления. А все остальное – дело техники, думают во власти. Забавно, что харьковские референдумовские комедианты из-под крыла Кернеса требуют вынести на референдум абсолютно те же вопросы, что и их "папередники" в 2000 году. Однако множество выше приведенных примеров свидетельствует о том, что с годами "вечные" наработки Левенца изрядно обветшали и могут не выдержать проверки современностью: глядишь, еще придут массово на референдум и в пику Януковичу проголосуют против всего предложенного. Потеряет ли тогда работу Левенец – вопрос риторический.